Эффективность четкой постановки требований и высказываний трудно переоценить. Чем яснее выражается собеседник, тем понятнее, чего он хочет и насколько это реально.
На консультации психолога подросток 15 лет. Сложности в общении с мамой: частые конфликты, отсутствие взаимопонимания. Подросток рассказывает про очередную ссору с родителем: «Она сказала, что хочет от меня уважения, и чтоб я ее не злил». Заведомо нереалистичное требование, потому что невозможно просто взять и отключить эмоции ни у родителя ни у ребёнка. Понятие «уважение» очень размытое, в него каждый может включить совершенно разные требования. Для кого-то уважение означает мыть за собой посуду и не читать личную переписку, а для кого-то уважение может включать безоговорочное исполнение любых требований и желаний.
Мальчик на встрече разводит руками, когда мы пытаемся выяснить, что же мама имела в виду. Очевидно, что без ее участия эта встреча малопродуктивна, но она не намерена посещать специалиста и уверена, что можно взять и исправить ее сына в одностороннем порядке. В подобных случаях специалист проясняет чувства и мысли только ребёнка, отталкиваясь исключительно от его видения ситуации.
Рекомендации для ребёнка:
- Задавать уточняющие вопросы: «что именно ты имеешь в виду?», «на что конкретно ты злишься?»
- Озвучивать свои чувства: «мне страшно, когда ты с криками врываешься в мою комнату», «мне грустно, когда ты не даешь мне сказать свою точку зрения» и т.д.
- Стремиться сохранять внутреннее спокойствие, не смотря на чувства и реакции собеседника.
Рекомендация для родителей:
Давайте разберемся на примере фразы: «Да как ты посмел подключить интернет без моего ведома, я же запретила тебе им пользоваться!».
- старайтесь четко и понятно объяснить ребёнку, что именно вызвало вашу реакцию.
- Используйте я-сообщения
- Поймите, что именно стоит за вашей реакцией.
- Спросите у ребёнка, как он видит оптимальное решение проблемы.
Если мы применим данные рекомендации к первоначальной фразе, то получится примерно следующее: «Я разозлилась, когда узнала, что интернет снова подключен без моего ведома, не смотря на мой запрет. Я испугалась, что теряю авторитет родителя и твое уважение. Для меня важно оставаться значимой для тебя и важно, чтобы мы могли договориться по-взрослому. Как ты думаешь, как нам лучше всего поступить в сложившейся ситуации?»
Подобная коммуникативная подача позволит приемлемо и без ответной агрессии выразить свои чувства, указать на причину их возникновения, даст ребенку понимание ответственности за решение и покажет пример конструктивного, взрослого поведения в конфликте.
Да, я представляю насколько сложно не раскричаться, а остановиться, обдумать свои слова и оформить их по вышеописанному подобию. Мне тоже требовалось время, чтобы через постоянную тренировку это вошло в мою коммуникацию на уровне автоматизма. Но это совершенно точно реально, эффективно, полезно и перспективно с точки зрения построения адекватных здоровых и зрелых взаимоотношений!