На Новой земле
29 августа 1957 года – локомотив «La Porteña» совершил первое путешествие по Буэнос-Айресу. На тот момент город представлял собой независимое государство, вышедшее из состава аргентинской конфедерации.
Сделанный в Британии паровоз, с несколькими вагонами вышел с городского вокзала и прошествовал до пригорода Ла Флореста.
Это была яркая суббота, солнце усиливало декорации, расположенные на станции парка, и среди присутствующих было общее ощущение свидетельства исторического момента. Пронзительный свисток локомотива, получившего название «La Porteña» (на местном сленге это означает «портовый», и чаще всего это слово относилось к обитателям Буэнос-Айреса) объявил публике, что отъезд неизбежен.
Толпа зевак собралась на городской площади и когда поезд поравнялся с ней, его встретил настоящий шквал аплодисментов, свиста, и возгласов радостей, как это умеют делать только в будущей столице Аргентины.
Вскоре после этого он достиг конца маршрута, и все жители Ла Флореста собрались на станции, чтобы приветствовать поезд и отпраздновать это событие.
Рождённый в Британии
Компания «EB Wilson and Co» занималась производством локомотивов на железнодорожном литейном заводе в Лидсе, Западный Йоркшир, Англия. Историю она свою вела с 1838 года, когда предприниматель Чарльз Тодд присоединился к финансисту Шеперду для создания завода. Позже, в 1845 году к ним примкнул Э.Б. Уилсон, который в итоге и стал главным акционером компании.
Завод в Лидсе поставлял локомотивы в британские колонии от Индии до Австралии, от Новой Зеландии до ЮАР, а её инженерное бюро представило паровоз с двойным котлом на большой международной выставке 1851 года. На заводе также производили насосные двигатели, каретки, а специалисты компании выполнял работы по техническому обслуживанию Мидлендской железной дороги.
Успех завода связывают с именем Дэвида Джоя – главного инженера и разработчика двигателей для локомотивов. Он сумел создать конструкцию с котлами, которые работали при беспрецедентном давлении в 120 фунтов на квадратный дюйм, при этом отличались высокой надёжностью.
Но особого упоминания заслуживает один из локомотивов, который неожиданно оказался в Крыму…
Балаклавская железная дорога 1855 год
Балаклавская железная дорога
В марте 2020 года исполнилось 165 лет со дня пуска первой в Крыму железной дороги на паровой тяге. Построенная англичанами за семь недель – в рекордно короткие сроки, протяженность 22,5 км, она связала Балаклаву с передовыми позициями британцев на подступах к Севастополю.
Трудности союзников в Крымской войне наблюдатели объясняли отсутствием необходимой инфраструктуры. Англичане позаботились о коммуникациях через море на протяжении 3 тыс. миль, но не могли добиться успеха под Севастополем ввиду невозможности подвоза снаряжения, продовольствия и боеприпасов к линии наступления. Расстояние от береговой базы в Балаклаве до передовых позиций английских войск под Севастополем превышало 10 км. На позиции боеприпасы и продовольствие доставляли по грунтовой дороге.
Пока стояла хорошая погода, она выполняла свое назначение, но зима 1854–1855 гг. в Крыму выдалась необыкновенно суровой. Весь ноябрь шел не прерывный дождь. Оборудованные английскими саперами траншеи оказались залитыми водой. Грунтовые дороги размыло, палатки в лагере английских войск стояли в грязи.
В декабре выпал глубокий снег и наступили морозы. Непогода застала врасплох британскую армию. Около 150 англичан ежедневно ложились в госпиталь, а 40–50 человек умирали каждый день.
В итоге, британским парламентом было принято решение о строительстве железной дороги. 8 февраля 1855 года, менее чем через неделю после высадки и разгрузки оборудования материалов, началось строительство самой железной дороги.
Главным инженером строительства железной дороги был назначен ирландец Джеймс Битти
Общая протяженность дороги в целом составила около 23 км. На дороге использовалось как минимум пять паровозов: танк-паровозы Элаянс и Виктори типа 0-3-0, построенные заводом Э. Б. Уилсон (E. B. Wilson & Co) в Лидсе.
После окончания войны пути были разобраны и проданы в Турцию. Другое оборудование, вывезенное союзниками, в том числе паровозы и вагоны, в дальнейшем было продано в Южную Америку.
Из Севастополя в Буэнос-Айрес
Локомотив, построенный фирмой EB Wilson, и прошедший Крымскую войну, прибыл в Буэнос-Айрес 25 декабря 1856 года.
Рауль Скалабрини Ортис, в своей «Истории аргентинских железных дорог» (1940 г.) писал, что «он был построен для Индии, а использовался в Севастополе во время Крымской войны».
Истины ради стоит упомянуть, что Ричард Фрэнсис Бертон в своей книге «Письма с полей сражений Парагвая» (1870 г.) рассказывает, ещё про один британский паровоз. Поезд, на котором он ехал в Парагвае, был запитан «маленьким астматическим локомотивом, выжившим в Севастополе». И далее ссылается на тот факт, что после войны Тройственного союза против России, союзники вывезли локомотивы в Латинскую Америку.
Интересен тот факт, что Буэнос-Айрес всегда являлся лакомым куском для Британской империи. Англичане были заинтересована во включении региона в сферу своих интересов.
Город пережил несколько британских военных экспедиций, но в итоге отстоял свою независимость. Локомотив La Porteña La до сих пор украшает железнодорожный музей Буэнос-Айреса.
Локомотив La Porteña La в музее Буэнос-Айреса
Крымская война многому научила Россию, и на полуострове начали появляться различные проекты строительства железной дороги, способной связать Крым с Большой землей.
Однако реализовать задуманное удалось лишь в 1875-м. Дорогу длиной в 665 км от станции Лозовой через Джанкой до Севастополя построили за 4 года. 15 сентября 1875 года к железнодорожной станции Севастополя подошёл первый товарный поезд. Строительство Лозово-Севастопольской железной дороги завершилось, соединив город с Симферополем, а через него и с центральной частью России, сделав ещё один шаг к возрождению Севастополя и Черноморского флота.
Автор: Валерий Васякин