Мало кто знает, что всемирно известный поэт-футурист Владимир Маяковский увлекался кинематографом, причем не на любительском, а на вполне профессиональном уровне.
Дебют Маяковского в кино состоялся в 1918 году, когда по заказу киноателье "Нептун" Владимир Владимирович написал два сценария "Барышня и хулиган" ("Учительница рабочих") и "Не для денег родившийся" (по мотивам "Мартина Идена" Джека Лондона). В своих воспоминаниях он довольно критично отзывался о полученном опыте:
Сентиментальная заказная ерунда... Ерунда не тем, что хуже других, а что не лучше.
Остановимся на первой работе поэта. В фильме "Барышня и хулиган", снятого по мотивам повести Эдмондо де Амичиса "Учительница рабочих", которую прямо на ходу приспосабливали к реалиям России, Владимир Владимирович выступил в качестве сценариста, помощника режиссера и исполнителя главной роли, так что можно говорить и полноценном участии Маяковского в создании картины.
Действие фильма происходит в дореволюционной России. Главный герой-хулиган в исполнении Маяковского случайно встречает на улице учительницу и с первого взгляда влюбляется в неё. Вскоре он начинает посещать её уроки в школе. Однажды во время занятия один из учеников обижает учительницу, а влюблённый хулиган бьёт его. Вскоре его настигает месть: отец ученика вместе со своими друзьями подстерегают хулигана и нападают на него. В драке он получает тяжёлое ножевое ранение. Перед смертью он просит свою мать позвать учительницу. Учительница целует хулигана в губы, и после этого он закрывает глаза и умирает.
В отличие от самого Маяковского, профессиональная пресса встретила работу поэта более воодушевленно. Вот, что сообщалось в журнале "Рампа и жизнь" за 1918 год:
В ателье "Нептун" была продемонстрирована картина с участием футуриста Владимира Маяковского, который произвёл очень хорошее впечатление и обещает быть хорошим характерным киноактером. Остальные исполнители слабы.
В письме Лиле Брик, написанном во время съемок фильма, Маяковский отмечал:
Спасаюсь кинемо. Переусердствовал. Глаза болят как сволочи. Кинематографщики говорят, что я для них небывалый артист. Соблазняют речами, славой и деньгами.
Впоследствии, Маяковский на десять лет уйдет из кинематографа и в конце 1920-х вернется к созданию кино, но уже только в качестве сценариста. Об этом более подробно читайте в наших следующих материалах.
Вас также могут заинтересовать следующие материалы:
Первый советский фильм?
В царстве «Великого Немого»
Кино Гражданской войны