Те, кто много читают об искусстве, уже устали от штампованных фраз вроде «этот художник намного опередил свое время» и «стоял у истоков какого-то важного открытия». Но что поделать, если японка Йоко Оно действительно была первой, кто стал заниматься перформативным искусством.
Перформансы
Ее перфоманс-инструкция 1955 года «Зажги свечку и смотри на нее, пока она не сгорит» был одним из первых задокументированных в истории искусства. В каждом таком произведении есть восточное стремление к гармонии, призыв настроиться на созерцание и уловить красоту обыденного.
Еще одно авангардистское представление, которое устроила Оно, назывался «Голос для сопрано»: на стене в пустой комнате размещалась надпись «Кричи против ветра/против неба/против стены» — и зритель должен был кричать изо всех сил, нарушая правила поведения в музее.
«Cut Piece» — наверное, самый знаменитый перформанс Оно, с которым она проехала Лондон, Токио и Нью-Йорк. Она предлагала зрителям срезать ножницами кусок ее самого красивого наряда. Безропотно и безмолвно подчиняясь каждому участнику, она аллегорически продемонстрировала зависимое положение женщины в патриархальном обществе, на деле доказав свою фразу: «Woman is the nigger of the world».
Инсталляции
Йоко Оно продолжает игру со зрителем, подражая Марселю Дюшану, который сделал из обычного писсуара «Фонтан»: она помещает в художественный контекст вещи, сами по себе не несущие никакой художественной ценности.
Мотив объединения мира, коллективного действия и созидания — любимые темы работ Оно. Эти понятия художница воспринимает буквально и создает «Картину для рукопожатия» — белый холст с дыркой, куда зрители могут протянуть руки, чтобы поздороваться и ощутить близость во время контакта с другим человеком.
В минималистичной антивоенной работе «Белые шахматы» Йоко Оно предлагает избавиться от расовых предрассудков и разделения людей на своих и чужих. Инсталляция представляет собой партию в шахматы с выкрашенными исключительно в белый цвет фигурами и сопровождается инструкцией: «Играй до тех пор, пока помнишь, кем является твой противник и кем являешься ты сам».
Публикуя повсюду свои артистические послания — «Верь в себя и ты изменишь мир», «Смейся на протяжении недели», — Йоко Оно учит своих зрителей позитивному мышлению, принятию себя и окружающего мира.