Найти тему
Битмейкер FM

Что получает артист покупая бит? Лицензии инструменталов

Виды лицензий на биты

Друзья, сегодня хочется затронуть такую большу тему как лицензии битов. Об этом я ещё буду говорить и разбирать каждую из них глубже. Битмейкеры не юристы, но всё равно хочется понимать каждый мелкий нюанс, как это работает в теории, и как обстоят дела на практике.

В наше время битмейкеры уже давно продают разные виды лицензии на биты, такие как mp3\wav\trackout\unlimited lease\exclusive rights. Это уже стало нормой, но многие до сих пор так же задаются вопросом, что делать когда дело доходит до подписания договоров, на что артист имеет право, а на что нет!

Не эксклюзивные права на бит артисту дают возможность. В таблице приведу пример (цифры условные и каждый выставляет свои позиции на количество стримов и копий). Когда артист покупает лизинг, он берёт бит в аренду, и может использовать его в пределах установленных лимитов. Как отслеживать лимиты, сейчас это, вопрос «головная боль» битмейкеров. Ведь по факту эти цифры отслеживаются на честном слове артиста. Авторскими правами владеет битмейкер до выкупа эксклюзивных прав.
Артисты, с появлением агрегаторов и онлайн дистрибьюторов по типу CdBaby\TuneCore\Disctorkid начали повально заливать треки на все цифровые площадки, тыкая во все возможные пункты, якобы присваивая себе права на бит  после покупки лизинга. При загрузке артист должен указывать свою авторскую долю 50%, так как автор владеет правами только на текст, а не на музыку. Артисты у нас забивают болт на это, да и не только у нас. Далее удивляются, когда их треки изымают с цифровых площадок и отключают монетизацию. Если ты хочешь обладать всеми правами, будь добр занести в кассу битмейкера установленный прайс за эксклюзив.

-2

С получением любого вида лицензии артист никоим образом не претендует на % как паблишер.
Те кто покупает трекаут (мультитрек, по дорожкам, называйте как угодно) так же не получает права на авторские права музыки. Он просто получает дорожки для более качественного мастеринга своей композиции.

Если артист считает, что его будущий трек взорвёт все чарты Itunes, он может выкупить эксклюзив для дальнейшего распространения своего трека и заработка без каких либо лимитов. Каждый случай с приобретением эксклюзива обговаривается в индивидуальном порядке. Если битмейкер зарегистрирован на паблишере он может получать процент от живых выступлений, радио ротаций, тв эфиров, публичных воспроизведений, при условии подписания договора. Обе стороны могут прийти к соглашению сохранения 50% авторства на музыку битмейкеров (так как в любом случае автором музыки является битмейкер, а не артист) и 50% авторство получает исполнитель за текст. Все эти моменты прописываются в определенном процентом соотношении при заключении договора. Процент который будет указан при подписании договора обговаривается так же индивидуально. К примеру это может быть 80% артисту 20% битмейкеру. Или же если над треком работал звукоинженер, и все стороны сходятся в заключении договора, он так же может быть включен в процентную ставку. Или же отдельно взятый сессионный музыкант, который прописал клавишную партию в бите. Поэтому проценты могут разделяться по разному.

На практике артисты зачастую не охотно подписывают договора с % ставкой битмейкеру, но в тоже время есть и наоборот артисты кто сразу предлагает работу за роялти. Битмейкеру нужно не спешить с принятием решения, так как, часто бывает, все обещанные выплаты роялти от будущего хита это — «ПШИК» и только красивые слова артиста. В некоторых моментах проще продать бит за фиксированную сумму не получив роялти. А иногда проще отдать эксклюзив либо за минимальный прайс, либо бесплатно но заключив договор на роялти выплаты. Так как любой ноунейм завтра может выстрелить мировым хитом. Здесь ты никогда не можешь знать наверняка. Но главный факт, что битмейкер после продажи эксклюзива так же может претендовать на процент от дохода трека. В этом случае битмейкер так же заинтересован продвигать трек, что бы он как можно больше принёс обеим сторонам. Если же артист хочет забрать бит без разделения на %, тогда можно ставить прайс на эксклюзив дороже установленной суммы.

Иногда работа с битмейкерами может проходить по сценарию наёмного работника. Когда лейбл, или отдельно взятый артист заключает договор на энное количество битов для его проекта, с полным авторством исполнителя. Тогда работа оплачивается просто, как за заказ услуг, обговорённая сума выплачивается после завершения работы и битмейкер никаким образом уже ни на что претендовать не может.

Один из распространённых вопросов, у артистов и битмейкеров, может ли артист монетизировать трек, если бит взят в лизинг, а эксклюзивные права выкупили. Может, но дальше уже многое зависит от договора и того как будет распоряжаться обладатель эксклюзива. В след статьях я приведу пример, как бороться с артистами кто «присваивает» себе авторство, а так же, что делать артисту и битмейкеру если его трек под бит с аренды становиться хитом.

Друзья вот таблица которую Вы можете использовать и загружать себе в группы Вк. А так же прикрепляю ссылку на скачивания Excel таблицы где каждый может сам внести корректировки по цифрам и возможностям для артистов своих битов персонально.

-3

До новых встреч друзья