Найти тему
Dombusin.ru

Завидовал ли Моцарту Сальери или все было наоборот

Наверное, если бы существовал рейтинг «самых старых сплетен», то слух об отравлении Моцарта, а слуху этому вот-вот исполнится 230 лет, стоял бы на верхних строчках.

Вероятно, это тот самый случай, когда домыслы были намертво вбиты в культуру известными, но не правдивыми версиями– пушкинской поэмой и поставленной по ней оперой Римского-Корсакова.


"Маленькие трагедии" А.С.Пушкина, постановка 1905 года, в роли Сальери Ф.Шаляпин
Вероятно, это тот самый случай, когда домыслы были намертво вбиты в культуру известными, но не правдивыми версиями– пушкинской поэмой и поставленной по ней оперой Римского-Корсакова. "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина, постановка 1905 года, в роли Сальери Ф.Шаляпин

Сальери пережил Моцарта больше чем на тридцать лет, и последние годы жизни итальянского композитора были отравлены упорными слухами, что он интриговал против Моцарта, мешал его творчеству из зависти, а позже и вовсе свел в могилу. Эти «народные версии» подкреплялись сведениями, что Моцарт тяжело болел перед смертью, а значит, мог быть отравлен. А кто сведущ в ядах, как не итальянцы!

На самом деле при жизни этих двух композиторов, Моцарта и Сальери, судьба гораздо больше благоволила второму. И этому было несколько объективных причин.


Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) и Антонио Сальери (1850 - 1825)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) и Антонио Сальери (1850 - 1825)

Во-первых, Моцарт действительно был гениальным музыкантом, совершившим большой шаг вперед в сочинении и исполнении музыки. Поэтому публика часто не сразу принимала его новаторство, а вот добротная, «попсовая» музыка Антонио Сальери была глубоко понятна и близка широким кругам слушателей.

Это сейчас, для нас, музыка Моцарта – знакомые с детства замечательные мелодии, а для своего времени это было слишком ярко и остро, непривычно. Моцарта признавали гением еще при жизни, но слушать народные массы все же выбирали оперы Сальери, народ желал узнаваемых сюжетов.


Фильм "Моцарт и Сальери", 1962 год, в роли Моцарта И.Смоктуновский
Фильм "Моцарт и Сальери", 1962 год, в роли Моцарта И.Смоктуновский

Оперы Сальери действительно ставились чаще, и в творческих состязаниях композиторов, которые были приняты в 18-м веке, Сальери нередко побеждал. Моцарт болезненно относился к чужому успеху, потому его письма к отцу полны обвинений Сальери в интригах, которые якобы помогают продвижению соперника.

Именно эти письма Моцарта стали позже еще одним «доказательством», что опытный возрастной интриган Сальери губил молодое дарование. Хотя эти два композитора, на самом деле, были почти ровесники.


Фильм "Маленькие трагедии", 1979 год. Моцарт - В.Золотухин, Сальери - И.Смоктуновский
Фильм "Маленькие трагедии", 1979 год. Моцарт - В.Золотухин, Сальери - И.Смоктуновский

Вторая причина жизненных неудач Моцарта – его вздорный характер и неумение договариваться. Именно поэтому Моцарт, например, проиграл Сальери конкурс на должность композитора и музыкального педагога при дворе. У австрийской императорской семьи были опасения, что Моцарта нельзя допускать до обучения юных музыкантов – он считался легкомысленным и импульсивным.

К портрету Сальери стоит добавить, что он был одним из лучших музыкальных педагогов своего времени, причем многих молодых музыкантов, в которых он видел дарование, Сальери соглашался обучать бесплатно. Известно, что бесплатно у Сальери учились Ференц Лист и Франц Шуберт, а еще одним из его ставших знаменитыми учеников был Бетховен.


Кадр из фильма "Амадей", 1984 г. Актер Мюррей Абрахам получил "Оскара" за эту роль (Сальери).
Кадр из фильма "Амадей", 1984 г. Актер Мюррей Абрахам получил "Оскара" за эту роль (Сальери).

Бетховен, кстати, всеми силами пытался развеять слухи насчет нанесенного Сальери вреда Моцарту, но репутации итальянского композитора и педагога все равно был нанесен такой ущерб, что Сальери в пожилые годы заболел душевным расстройством.

В конце 20-го века история Моцарта и Сальери снова вышла на первый план культурной жизни – были сняты сразу несколько фильмов, которые заново обвиняли Сальери в зависти и интригах против гения. Между тем, на родине Сальери, в Италии, эти версии были настолько непопулярны, что было решено провести серьезное расследование, что же случилось на самом деле.


Фридрих Реберг, Портрет Сальери, 1821 г.
Фридрих Реберг, Портрет Сальери, 1821 г.

В 1997-м году в Милане прошел самый настоящий судебный процесс, на котором заслушали аргументы обвинителей и защитников Сальери, из числа историков, биографов и даже врачей.

И этот суд вынес решение – Сальери невиновен! Он не завидовал Моцарту, поскольку при жизни был намного успешнее, и не интриговал – это было не в его характере, и, конечно, не травил, Моцарт умер от тяжелой хронической болезни. Более того, суд сделал достоянием широкой публике малоизвестные факты, которые биографы Моцарта обычно умалчивали.

Сальери относился к Моцарту дружески, к его творчеству – с восторгом, признавал гений и новаторство. И даже бесплатно учил его маленького сына.

Друзья, знаете еще истории, когда общепринятая версия оказывалась полной противоположностью  действительности?