Палехская школа иконописи возникла в XVII в.
🔸 Для Палехского письма характерны:
- Композиционная слаженность, чувство ритма, понимание масштабов и пропорций.
- Написание ликов тонкими многослойными плавями.
- Тонкость обработки. Детализация. Мелочное и многодельное письмо.
- Одежды, богато украшенные золотом. Орнаментальность.
- Игра в цвете. Праздничные яркие насыщенные цвета. Цветовые растяжки (оттенки розового, сиреневого, голубого и др.).
- Сказочность, узорчатость ландшафта и архитектуры.
- Сложные многоклеймовые композиции в житийных иконах.
Палехский стиль на примере иконописи храма Спаса Нерукотворного в Иркутске⠀
В иконописи храма Спаса Нерукотворного в Иркутске прослеживается детализация. Если мы обратимся к образам святого первомученика Стефана и священномученика Лаврентия в дьяконских вратах, то при внимательном рассмотрении можно заметить сложные витиеватые орнаменты.
Плат Спаса Нерукотворного украшен узорчатыми розетками и тонкими изящными орнаментами, складки показаны за счёт пробелов. Палешанам свойственно каждый фрагмент изображения обрабатывать, не оставляя при этом незаписанный цвет.
В житийных иконах - многосюжетность. К примеру, в иконе «Рождество Христово» в центре изображена Богородица с младенцем. Внизу - клейма: искушение Иосифа и купание младенца, наверху - Благовестие пастухам и поклонение ангелам. Это каноничное изображение, состоящее из нескольких сюжетов, что также присуще палехскому письму.