Аналитический обзор мультика "Моана". Аромапсихология

221 прочитал
Risa Rodil
Risa Rodil

«Моана» студии Walt Disney, 2016

Достаточно спокойные рецензии на мультфильм «Моана» заставили меня задуматься, почему он тронул меня так, что я готова назвать его лучшим произведением студии Disney. Когда мне удалось его посмотреть, я еще не задумывалась об обучении на программе Московской ассоциации аналитической психологии, но чувствовала приближение к темам архетипического путешествия. Мою точку зрения на мультфильм не разделил никто из близкого окружения. Я же, в свою очередь, никак не могла перестать анализировать разные эпизоды и прослушивать саундтрек. Надо сказать, что перевод на русский язык осуществлен виртуозно и, наверное, даже играет мне на руку в разборе с юнгианской точки зрения.

На мой взгляд сюжет фильма описывает процесс женской индивидуации от слияния с родителями до прикосновения к сердцу Великой Богини – Самости. Путь молодой девушки Моаны начинается со встречи с пленительным океаном, зовущим, играющим и оберегающим её. Такая легкость общения с океаном, в моем видение, с бессознательным, личным и коллективным, передается ей от бабушки по отцовской линии, которая слывет «городской сумасшедшей». Она рассказывает предания и является ключевой фигурой в передаче силы и мудрости через поколения – традиционный образ Старика-мудреца.

Отец же Моаны, столкнувшись с несчастным случаем в океане, занимает крайне рациональную и безопасную позицию «оставаться на суше», запрещая Моане даже приближаться к воде. Он готовит свою дочь к престолу вместо себя, желая передать ей патриархальный способ правления, говоря: «Так делали мой отец, мой дед, мой прадед» В этой линии мы не встречаем ни одной женской фигуры-правительницы. Моана испытывает сомнения, но все же готова подчиниться воле отца.

Пожалуй, в их маленьком мирке все бы и оставалось так сухо и рационально, если бы не тьма, приближающаяся к острову и уничтожающая урожай кокосов и улов рыбы. Сознательная, безопасная установка эго-отца перестает работать, но он все равно не готов к переменам.

Буквально за несколько часов до смерти бабушка успевает передать ей истинную историю их племени. Оказывается, что они были искусными мореплавателями, знали всё об океане и окружающих островах. Но полубог Мауи из-за своего тщеславия вознамерился стать героем для людей и выкрал сердце Великой Богини Те-фити, чтобы передать его людям, подарив им возможность создавать жизнь. Из-за этого Те-фити уснула беспробудным сном и ее место заняла страшная разъяренная и разрушительная Те-ка, от которой по всему океану начала расползаться тьма, уничтожая жизнь вокруг. Тогда их племя, чтобы защититься от ужаса тьмы, поселилось на этом острове, спрятало свои корабли и стало жить исключительно на суше.

Момент знакомства с истинной историей своего родового древа и неожиданная смерть бабушки, дает Моане шанс переплыть на жалком судне барьерный риф и оказаться в открытом море с благословением найти Мауи и заставить его вернуть сердце Те-фити на место. Это сердце оказывается круглым камнем с ярком зеленой спиралью, который Моане передал сам океан еще в раннем детстве, а сохранила для нее бабушка. Само Бессознательное передало Моане символ самости и уже тогда начало готовить ее к путешествию.

Но, конечно, начиная этот путь Моана не была к нему готова. Единственное, что она знала наверняка, это то, что надо найти Мауи, «взять его за ухо и сказать Я - МОАНА, и ты вернешь сердце Те-Фити на место». По дороге Моана теряет силы и отчаивается, но океан сам приводит ее на остров, где заточен полубог Мауи. Он оказывается тщеславным, самовлюбленным, харизматичным молодым мужчиной, чья кожа изрисована татуировками его подвигов, а сам он ваяет скульптуру имени себя. Такая самодовольная талантливая мужская фигура, заточенная на амбициозные достижения успеха и славы – ярко символизирует Анимус главной героини. Без него она не может встретиться с теневой фигурой Те-Ка и приблизиться к Самости.

Самовлюбленный Анимус, рассказывает о своих бесконечных подвигах для человечества:

Мне люди должны сказать «Спасибо!»

За песок и солнца свет!

Что ловится рыба в море синем.

Наверное, я не знаю слова «Нет». Хэй!

Знаешь, кто небом Землю укрыл?

Зажег на небе звезды? Я это был!

Кто украл огонь из пещер, где рыскал демон злой?

Я и никто другой!

За то, что солнце поймал, — «Спасибо!»,

Чтоб теплым раем мир ваш стал!

И что есть ветер у вас — «Спасибо!»,

Чтоб в парус дул и пальмы тряс!

Мне люди должны сказать «Спасибо!»,

Что вам землю из моря достал!

Я просто хотел сделать всё красиво,

Героем стать хотел — и я им стал!

«Спасибо!», «Спасибо!».

Но оказывается, он не умеет плавать, хотя считает себя Царем морей. Он прекрасно управляется с лодкой, но не настроен помогать Моане, , поэтому отбирает у нее судно, заточив героиню на острове. Моана не без помощи моря, возвращается на лодку и договаривается с Мауи, чтобы тот научил ее судоходству. Через продолжительное время переговоров, он соглашается, уступив ее храбрости и натиску океана.

Они движутся на самое дно, где хранится волшебный крюк Мауи, без которого он не сможет победить Те-Ка. Этот крюк хранится на спине хтонического огромного жадного краба, которого можно охарактеризовать как ложную самость – он весь блестит, украшен драгоценностями, украденными из потонувших кораблей. Краб Таматоа пытается соблазнить Моану ложными ценностями и «жить в блеске», внешней мишуре:

Ведь можно жить в блеске.

Как пиратское сокровище сиять!

Зажигать и просто жить в блеске.

Драгоценности с любого можно снять.

Так сказать…

С помощью хитрости и сплоченности, Моана спасает Мауи из лап краба и вызывает у полубога восхищение и доверие. Он рассказывает историю своего детства – его мама вышвырнула в море за ненадобностью, и всю свою жизнь он совершал геройские поступки для человечества, чтобы получить их любовь, чтобы исцелить эту рану брошенного ребенка. Моана становится его первым и единственным другом.

Стоит также отметить, что, оказавшись в море, у Моаны «сломан компас» ее инстинктов. За это в мультике отвечает образ петушка Хей-хея, который явно болен, так как ест камни, вместо семян; бьется головой обо всё и падает в воду без конца. К завершению фильма инстинкты исцеляются и петушок Хей-хей даже спасает камень Самости и становится настоящим помощником своей хозяйке.

Ситуация фильма становится все более и более позитивной, герои находят общий язык, самодовольная маска полубожественного Анимуса спадает, появляется доверие и начинается настоящая кооперация. Без особого плана они приближаются к Те-ка, но у Мауи сдают нервы, он понимает, что не может справиться с огромной теневой энергией. Моана настаивает на своем и подплывает ближе, не понимая, что они пока не готовы встретиться с Тенью.

Те-ка, заметив их, разъярилась и швырнула пламенный шар, который бы непременно убил Моану, но ее защитил Мауи своим волшебным крюком. Мощь удара отбросила их суденышко далеко от Темной богини. Очнувшись Моана увидела понурого, обиженного, озлобленного Мауи со сломленным крюком.

В данном контексте волшебный крюк можно рассматривать как символ фаллоса, власти, патриархальной силы, без которой ничего не может произойти. Именно острым концом крюка Мауи когда-то давно вытащил сердце из груди спящей Богини Матери, что символизирует победу патриархальной власти над фемининным принципом мира. Этот огромный крюк противопоставлен судьбе брошенного ребенка. Ему пришлось компенсировать свою ненужность, и это привело к инфляции его героического образа.

И вот теперь он сидит "кастрированный", со сломанным крюком и ненавидит Моану, за поспешность и давление. В ярости он оставляет ее одну в океане и улетает. Моана теряет надежду и просит у океана снять с нее миссию вернуть Самость богине. Океан исполняет ее просьбу и забирает камень на дно.

В момент отчаяния появляется образ бабушки, которая после смерти превратилась в сияющего морского ската. Призрак обнимает Моану и поёт ободряющую песню, помогающую Моане осознать «кто она»:

Я знаю одну девчушку

Всего добилась сама

Она любит волны и море

И острову предана.

Любить тебя люди будут

И звезды тебя не забудут

Ты в вечность открыла дверцу,

Доверившись зову сердца

И когда голос шепчет: «Моана, мы на пороге мечты,

Моана, пора осознать, кто же ты!»

Моана отвечает:

Кто я? Я та, кто влюблена в свой остров

И в бескрайний океан. Он зовет меня!

Я наследница и дочь вождя

И мы потомки мореплавателей,

Что переплыли все моря. Они зовут меня!

Я смогла найти свой путь сюда

Шла дорогой долгой,

Все равно меня зовет вода

Это дом мой!


В этот момент у героини происходит эмоциональный подъем, и она ныряет на глубину океана, чтобы достать со дна сверкающий камень. Впервые она осознанно сделала выбор взять ситуацию в свои руки. Теперь ей не нужен Мауи с крюком, она может рассчитывать на себя и на внутренний голос мудрости.

Моана подплывает к Те-Ка и замечает, что та не может погрузится в воду, так как ее раскаленное тело превращается в камень от соприкосновения с водой. Хитростью Моана пробирается через барьер Те-Ка, но темная богиня не сдается и кидает в спину героине огненную молнию. Неожиданно возвращается Мауи, оценив храбрость смертной девушки, и останавливает молнию своим крюком, тем самым принеся в жертву свой эгоизм и патриархальную властность. Моану волной выбрасывает на остров, где должна спать Те-Фити, но богини не оказывается на месте. Героиня догадывается, что озлобленная Те-Ка – это Те-Фити без сердца. Понимая всю опасность, но доверяя себе и своей интуиции, Моана просит океан расступиться и пропустить яростно полыхающую Те-Ка к ней. Она поёт ей успокаивающую и пробуждающую сознание песню:

Не гадала, что так вот тебя найду.

Я вижу тебя.

Твое сердце украли, навлекли беду.

Винить тебя не буду.

Просто нужно остыть,

Так решай, кто же ты.

Те-Ка застывает, как лава, и Моана видит отверстие в груди, куда вставляет камень сердца. После чего лавовый панцирь лопается и Богиня расцветает зелеными садами и благоуханными цветами. Жизнь возрождается.

Те-Фити дарит Мауи новый крюк после того, как он принес свои извинения и признал ее царствующую роль Самости, а затем занимает своё законное место в океане в виде зеленого острова.

После возвращения Моана встречает отца и мать, которые заметили перемены вокруг и с радостью принимают дочь, как нового правителя. Их народ восстанавливает своё славное имя мореходов-первооткрывателей.

Risa Rodil
Risa Rodil

Синхрония событий в мультфильме «Моана» и в личной жизни.

Я бы могла оценить этот мультфильм, как достаточно хороший и зрелищный, если бы ни мурашки, которые бегут у меня каждый раз при его просмотре. Впервые я встретила сюжет мультфильма, где принцесса не тратит все силы на отношения с принцем, а находится в индивидуальном путешествии, без всякого намека на поиск второй половины. Это вызвало уважение и заставило присмотреться к мультфильму поближе. Сразу бросились в глаза архетипические образы: «больной» от собственных страхов отец, мудрая старуха, хтонический материалистичный краб, две ипостаси богини-матери и самодовольный авантюрный полубог.

Подобная история не привязана к конкретной стране, национальности и даже культуре. Символически в морозной Москве этот сюжет переживался мной так же ярко, как на берегу Индийского океана.

Встреча с этим мультфильмом произошла в период жизни, когда я была «заточена» в жизненных обстоятельствах. Я работала в семейном бизнесе, из которого не было видно выхода. Моим непосредственным начальником являлся отец, мы общались утром дома, как родственники, а на работе, как коллеги. На моих плечах висело чувство долга перед отцом, страх признаться в отсутствии интереса к самому бизнесу и глубокое чувство вины за свою неблагодарность.

Уверена, что все эти чувства испытывала Моана, когда принимала правление островом, вопреки истинным желаниям. Мой отец также от большой любви обесценивал все мои попытки найти что-то свое, и очень скоро я перестала искать. Фигура внутреннего отца-критика научилась отрезать крылья моим мечтам профессионально, поэтому фигура внешнего отца уже не имела особого значения. Так продолжалось 5 лет. Я ходила на бесконечные консультации астрологов, искала себя, разочаровывалась, вспыхивала и снова потухала.

К сожалению, мне не довелось иметь мудрую старуху в семье, но посчастливилось услышать ее внутри. Она то и дело повторяла: «Ничего, поживем, увидим». Так бы все и продолжалось, если бы не резко возникшие болезни, выбивающие меня из рабочего графика на месяц-два. Они заставили меня встать лицом к лицу с тем, что я делаю со своей жизнью. На тот момент я «видеть не могла» все, что было связано с работой. События, лица, новости и коллеги вызывали у меня чувство тошноты – я больше их «не переваривала». Это проявилось как сильнейшие приступы непереносимости глютена с острыми болями и высокой температурой. В тот момент я почувствовала себя в западне. Мудрая старуха внутри меня поставила меня лицом к лицу с тем, что я пыталась избегать. Она показала мне «на море», но еще не рассказала деталей.

Образ Мауи в тот момент стал для меня ярким и смешным показателем моего нарциссизма: я хочу делать что-то другое, сразу идеально, иметь лучших учителей, лучший диплом, и чтобы люди говорили мне спасибо за мой труд. Слушая его песню, я смеялась и плакала одновременно. Ведь это была правда, я мечтала стать героем в своих глазах, отделиться от семейного дела, начать создавать свой миф. Но всё портило желание сделать всё идеально и получить одобрение других, то есть желание показать всем свой мощный, огромный и полный власти «крюк».

В мультике практически отсутствует материнский образ, Моана вынуждена иметь дело с отцом, с мужскими задачами и найти образ Великой матери внутри себя. Та же задача стояла и у меня. Я из тех дочерей, которые хотели быть полной противоположностью своей матери. Но и мужской путь развития не приносил мне удовлетворения.

Резкие перемены в отношениях с матерью произошли через год после рождения сына. Этот период я считаю одной из самых темных ночей моей жизни, выбросивших меня обратно на «женский берег». Именно благодаря этому тяжелому опыту я нашла свою внутреннюю Те-Фити и приняла свою реальную смертную мать.

Официально освободиться от работы в семейном деле мне не удается до сих пор, но я все же записалась на дистанционное обучение МААП, готовая исследовать океан бессознательного, такой далекий от эго установки, избегающей все глубокие чувства и разговоры на теневые темы. Сначала мой самодовольный Анимус-Мауи давил на меня, что можно все это изучить быстрее и заставлял поглощать больше информации: я смотрела лекции на повышенной скорости, не давая времени на осознание услышанного. Внутренний критик шутил, что это все ненадолго и у меня нет в этом будущего. Но старуха настаивала: «Поживем, увидим».

Параллельно с первыми успехами на практикумах, я поверила, что могу создать что-то прекрасное в синтезе с тем, что уже знаю. Чтобы анализ был не только эффективным, но и красивым. Образ Богини Матери манил меня через работу с эфирными маслами. Мир цветущих садов на острове Те-Фити вошел в мой женский цикличный мир и сделал его не таким страшным и унылым.

Найдя опору в обучении на программе МААП и в школе ароматерапии "Aromatic Studies school", я подготовилась встретиться с реальностью женского мира. Мне так казалось. Я вооружилась помощью Мауи в мореплавании по психике и даже были первые победы над внутренними голосами-пиратами. Но при первом же столкновении с собственной Тенью (черной Те-Ка), я потерпела неудачу. После встречи со своей яростной Тенью, я впала в депрессию и постоянно боялась навредить пылающим огнем ребенку. Мне понадобилась профессиональная помощь, и я начала личный анализ, два раза в неделю. Через моего аналитика мудрая бабушка поддерживала Моану и спрашивала «Кто же ты?»

Через полгода терапии мне хватило храбрости признать, что я всё же ценю свой «остров», хоть меня манит вода. Незримое присутствие внимательного аналитика помогло мне признать неудачи на практикумах МААП, дало смелость поговорить с отцом о своем пути и действовать уже без помощи самодовольного Анимуса, довольствуясь «достаточно хорошим» результатом. Скорость просмотра видео сократилась до стандартной. Теоретические знания по ароматерапии начали складываться в первые консультации и смеси для работы.

В мультфильме яростная Те-Ка боится воды, боится самой жизни, ее сочности. Поэтому самое полезное, что я могу сделать для своей Внутренней Богини, это позволить ей цвести через мою работу с бессознательным, используя ароматы растений, которыми она одарили Землю.

Risa Rodil
Risa Rodil

Ароматерапевтический анализ мультфильма «Моана»

Если рассматривать персонажей мультфильма как части психики, то с помощью ароматерапии позитивные аспекты можно поддержать, гармонизировать, а негативные – приглушить. Воздействие химических элементов эфирных масел на психо-эмоциональное состояние человека клинически доказано. Специально подобранная смесь эфирных масел эффективно сотрудничает с процессом анализа. Но для начала я хотела бы разобрать персонажей мультфильма и соотнести их с образами определенных эфирных масел.

Моана – часть психики, ищущая расширения сознания, раздвигающая границы собственного мира, готовая изучать бессознательные глубины, следующая своему внутреннему голосу, своей интуиции. Такое воздействие несет аромат эфирного масла ягод можжевельника. На физическом уровне можжевельник избавляет от токсинов, усиливая лимфоток и выгоняя лишнюю жидкость из организма. Но на тонком плане он соотносится с чакрой Третьего глаза, он видит то, что интеллектуально не поддается пониманию и планированию, его яркий аромат заполняет голову и раскрывает легкие – что позволяет выйти за рамки тела, ощутив легкость и свежесть нового пути.

Отец Моаны когда-то был таким же, как она, его наполняли мечты о большем, о новом мире, новом укладе, выходе за пределы традиций. Но, потеряв друга, он «затвердел». Такая характеристика похожа на эфирное масло эвкалипта. Его аромат раскрывает легкие, опустошает голову, очищает от всего старого, но это уже полноценное дерево, с твердым стволом и крепкими корнями.

Бабушка Моаны привязана к своим корням, она чтит законы предков, знает легенды из древности, живо и горячо их рассказывает молодому поколению. Она не живет головой, ей близка телесность и опыт непосредственного переживания жизни. Ее называют деревенской сумасшедшей. Этому описанию очень близок имбирь. Его искристый аромат по моим наблюдениям часто описывает Шутовские энергии. Так и бабушка Моаны играючи передает вечные истины и мудрость.

Самодовольный полу-бог Мауи, страдающий комплексом брошенного ребенка, становится такой заботливой матерью для смертных людей, но в своей опеке заходит слишком далеко. К тому же он не справился с тщеславием и желанием всегда быть на высоте. Такую материнскую позицию символизирует масло герани, оно же придает образу Мауи самовлюбленность, красоту волос и восторженность от собственного тела. А амбициозность и самоуверенность в нем ярко представляет масло смолы элеми, напоминающее по аромату черный перец. Я не раз замечала, что выбор этого масла характерен для людей с сильным желанием славы и успеха. Но опять же за этой погоней прячется брошенный ребенок, нуждающийся в материнской ласке – аромате герани.

Хоть и обитающий в глубинах, краб Томатоа обладает очень поверхностными ценностями. Он стремится лишь к внешнему лоску жизни в роскоши, которая не затрагивает душу и не помогает развитию. Его блеск и предрасположенность к гипнозу помогает завораживать всех, ведь все так ярко и понятно. Такая поверхностность может быть живо описана эфирным маслом литзеи, с ее сильным, немного банальным лимонным ароматом. Что может быть проще и завораживающе одновременно.

Огненная Те-Ка не контролирует свою ярость, она готова сжечь всё живое, что проплывает по океану недалеко от нее. Такую негативную эмоциональность может поднять избыток масла черного перца. Оно эффективно против апатии и бессилия, но при конфликтной ситуации может лишь усилить гнев.

Ее живая сестра-близнец Те-Фити, наоборот, дарит жизнь всему сущему, она лежит в основе растений, животных и людей. Её фундаментальная энергия похожа на энергию корней, из который питается всё остальное растение, несмотря на его среду обитания или масштабы. Таким корневым является эфирное масло ветивера. Это землистое, тяжелое по аромату масло напоминает запах самой почвы, питательной и зарождающей жизнь. Когда человек теряет заземление, его захватывает буря эмоций, тревог и переживаний, свойственных Те-Ка.

Моана с ее духовным маслом можжевельника и маскулинным сценарием жизни была вынуждена встретиться внутри себя с Материей с ее грубым землистым ароматом ветивера. Именно это подарило Моане ощущение хозяйки своей судьбы и вернуться к корням – предыдущим поколениям.

Оказавшись в ситуации одиночества в поисках своей внутренней богини, я бы посоветовала себе, как Моане, отказаться от интеллектуальных, мужских, ветренных масел в сторону женских землистых ароматов, возвращающих в реальность из мира идей и фантазий. Но этот переход мог бы быть слишком резким и угнетающим, поэтому эфирные масла имбиря и герани (материнской поддержки) сгладили бы внезапность перехода с мужского берега на женский.

Если описывать весь мультфильм «Моана», как удачный процесс женской индивидуации, то прекрасным ароматом для него станет абсолю жасмина. Все краски персонажей, глубина сюжета и экстаз возвращенной Самости – все это олицетворяет божественный аромат жасмина.

Вывод

Следуя законам синхронистичности, в нашей жизни появляются люди, книги и фильмы с подсказками. В этот момент важно спросить себя: «Какой непризнанный потенциал это представляет?» Особенно важно задать себе подобный вопрос, если от синхронии бегут мурашки по коже. Даже если это вызвал детский мультик, как в случае с «Моаной». Теперь я вижу эту подсказку, как благословение найти в себе голос Самости, интегрировать свою теневую сторону и приручить Анимуса. И всё это с помощью океана аналитической психологии и цветущего острова ароматерапии.

Ксения Крокина
5 июля 2020