Посмотрел неигровой фильм Евгении Тирдатовой «Рудольф Нуреев. Остров его мечты». (2016). Фильм показался мне довольно интересным, хотя и несколько странным. Но Нуреев — это настолько заметная величина в мировом балете, что оправдано снять фильм о каждом его периоде или каждой идеи его жизни.
Широко известно, что Нуреев собрал большую коллекцию восточных ковров — келимов. Известно, что ему принадлежал остров, на котором был реставрирован дом. Там прошли последние годы его непростой жизни.
Но то, как он любил Турцию и как много времени там проводил для меня было не совсем известно. Фильм в общем рассказывает только о его жизни в Турции и всем, что связывало Нуреева и Турцию.
Не могу сказать, что взрывной и импульсивный Нуреев мой герой. Мне ближе, конечно, высокий пряжек и грация, например Барышникова. Но Нуреев по-своему прекрасен и безусловно совершенно уникален и как танцовщик и как хореограф.
Фильм знакомит нас и с турецким балетом. Понятно, что сейчас балет в Турции переживает не лучшие времена. Но сам факт того, что там есть такие балерины, как были показаны на экране, очень радует. Радует и то, что они считают своими корнями именно советский балет. Тот, который создали уже без Дягилева, в котором Лопухин и Ваганова просто люди, которые готовят молодежь.
Собственно весь балет европейский и американский так или иначе ведет отсчет от дягелевской труппы. И только с появление Аштона и Кранко появляется нечто большее. Рождается Макмилан, Килиан и прочее.
Сам фильм кажется довольно нудным. Нам рассказывают о том, как Рудольф Нуреев тосковал по дому, из которого бежал и маме, которую ему, дозволили увидеть. Будучи татарином из Уфы, он нашел в Турции очень похожий язык и очень похожую культуру. В общем это по большому счету, как и культура Азербайджана что-то примерно одинаковое.
Больше всего меня в фильме поразили кадры — Нуреев шел за кулисы шагом человека совершенно измученного и лишенного какой бы то ни было грации. Несколько раз я видел его походку, и она меня удивляла. Много внимание в фильме уделяется турецкому колориту — коврам, плитки в мечетях и прочим восточным красивым вещам.
Наверное, можно было бы рассказать больше о вкладе Нуреева в турецкий балет. Но как-то все прошло вскользь. Вообще Нуреев человек прошел вскользь. Непонятно зачем в конце даны кадры попыток тяжело больного Нуреева упражняться. Нет в конце хрестоматийных кадров его прощания с балетом на коляске, и могила показана вскользь.
Мне фильм не понравился.
Полностью статью можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк!