Найти тему
RetroFeelka

Скандалы, интриги, провокации: тайная жизнь инфлюэнсерок XX века. Кратко о жизни знаменитых куртизанок. Часть вторая.

О них злословили, их обсуждали, их осуждали, им завидовали, их боготворили, из-за них стрелялись и умирали.

Они жили ярко, блестяще, провокационно и эпатажно. Они меняли не только каноны моды и нормы морали, но и оказывали влияние на судьбы целых стран.

Сегодня под прожектором Ретрофилки блистают самые красивые и пленительные женщины конца XIX-начала ХХ веков.

3. Лола Монтес

Куртизанка, известная на пяти континентах. Яркая, взбалмошная, своенравная и непокорная.

"Лола, которая всегда получает то, что она хочет". Так она говорила сама про себя.

Ее мама, Элиза, была дочерью трактирщицы и проезжего дворянина, и мечтала выбраться из нищеты. В 15 лет она сбежала с офицером Эдвардом Гилбертом и в феврале 1821 года родила дочь Элизу (Элизабет) Розанну Гилберт. Через два года отца девочки направили с полком в Индию. Родители верили, что вытащили "счастливый билет", потому как офицеры отслужившие в Индии возвращались домой с хорошим состоянием. Переезд в колонию был полон надежд и веры в светлое будущее, но к сожалению, они не учли местный климат и болезни, столь непривычные европейцам. Через месяц после приезда Эдвард умер от холеры. Молодая вдова недолго горевала, ей было всего 19 лет и она была на редкость хорошенькой. От кавалеров не было отбоя и она быстро выскочила замуж за командира полка Патрика Крейга. Маленькая Элиза мешала счастью молодоженов, и отчим сплавил падчерицу пансион для девочек в Шотландии.

Там малышка стала известной как "чудачка", "своенравная индуска", врала, дерзила, нередко дралась и сквернословила. Однажды попалась за тем, что втыкала цветы в парик почтенного прихожанина во время церковной службы, а в другой раз выбежала голой танцевать на улицу.

В 10 лет ее перевели в Англию под надзор старшей сестры отчима, у которой был интернат для девочек. Но там она продержалась всего год, из-за скверного характера и постоянных проблем ее отправили в школу для трудных детей в Камдене.

В 16 лет она, как и мать когда-то, сбежала из школы с лейтенантом Томасом Джеймсом. Через год после свадьбы его направили в Индию, и Элиза снова оказалась в Калькутте. Она с головой окунулась в светскую жизнь Калькутты. Но вскоре ее дерзкому нраву опостылело общество скучных офицерских жен. И в этот период она не на шутку увлеклась индийской культурой и танцами. От природы гибкая, грациозная, с яркой внешностью и чувством ритма, Элиза делала успехи на этом поприще, и по слухам, даже брала уроки у девадаси -храмовых танцовщиц.

Увлечение юной Элизы танцами добавило поклонников среди офицеров, и среди них оказался лорд Леннокс. Головокружительный роман за спиной мужа подходил к концу с окончанием службы Леннокса. Но Элиза упросила мужа отпустить ее в Англию, "навестить любимых родственников". А на корабле у нее "случайным образом" оказалась одна каюта с лордом, а по прибытию в Портсмут "случайно же" их заселили в один гостиничный номер. Все это время муж отправлял ей деньги с письмами, но в Порстмуте ее ждало письмо с требованиями о разводе, так как знакомые с корабля, не поверившие во все эти случайности, раскрыли ему глаза на похождения жены. Более того, Томас подал в суд на Леннокса, и даже выиграл 100 фунтов. Но пока шли эти тяжбы, Элиза сбежала в Испанию. В моду как раз входило все испанское, и чутье девушки подсказало ей как выгодно это обернуть в свою пользу.

В Севилье она познакомилась со старой цыганкой, преподающей качучу и тарантеллу. Элиза напомнила ей ее рано умершую дочь Долорес, и она начала ее звать Лолой. Так умерла Элиза Джеймс и родилась Лола Монтес.

Весной 1843 года Лола впервые вышла на сцену Королевского театра. Это был оглушительный успех! Чопорная Англия никогда до этого не видела таких фривольностей: страстная танцовщица носилась по сцене по-цыгански приподнимая юбки и обнажая плечи. Вскоре по Лондону поползли слухи, что «эта испанка» танцует полуобнаженной. Ее танцы собирали полные залы, но успех не был долгим. Во время одного из выступлений их зрительского зала донесся голос: "Какая она испанка! Это ж Бетти Джеймс!". Вскрывшаяся авантюра вынудила ее уехать с гастролями в соседние страны.

Она с успехом выступала в Европе, ее талантом восхищались Ференц Лист, Рихард Вагнер, Жорж Санд и братья Дюма. Но по иронии судьбы ее желали не богатые влиятельные мужчины, а именитые, но безденежные представители творческой богемы. Конкуренция была высока и в парижском полусвете блистали истинные испанки и танцовщицы. Они начали травлю самозванки в прессе, распускали слухи и подрывали репутацию Лолы. Надеясь на защиту от прессы она подстроила встречу с театральным критиком Александром Дюжарье и закрутила с ним роман. Влюбленный критик не хотел никого слушать, писал хвалебные статьи о Лоле и отказывался верить в то, что его любовь крутит романы еще с тремя поклонниками. Его друг Жан де Боваллон попытался открыть глаза на поведение танцовщицы, но тот вызвал его на дуэль. Де Боваллон слыл лучшим стрелком Парижа и наутро Дюжарье, пожалев о своем поступке, попытался пойти на мировую, но де Боваллон не принял извинений. Как итог Дюжарье был убит на дуэли. Весь Париж обвинял в случившемся Лолу и ей ничего не оставалось, как уехать из Франции. Александр Дюма помог ей получить наследство Дюжарье, который успел перед смертью отписать завещание в ее пользу.

В этот период, размышляя о своей дальнейшей судьбе Лола решила подцепить кого-нибудь королевских кровей. Несколько раз она пыталась обратить на себя внимание Николая I, но его вовремя предупредили о репутации танцовщицы.

В Баварии она уехала, узнав что король Леопольд I благоволит молоденьким актрисам и любит все испанское. Но ее выступления не принесли успеха, Леопольд отказал в аудиенции, и уязвленная танцовщица решила брать его нахрапом. По слухам, она затеяла драку с камердинером короля и он вышел посмотреть, что происходит и застал живописную картину: "испаночка" в разорванном платье и глазами полными слез. Ее старания не прошли даром, ей удалось влюбить в себя 60-летнего монарха. Сохранилось письмо влюбленного Людвига к другу: «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался потухшим и вдруг начал свое извержение. Я охвачен чувством любви, как двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне».

Людвиг I
Людвиг I

В центре Мюнхена король построил любовнице прекрасное здание, где она открыла свой салон и назначил приличное жалование. Лола чувствовала себя едва ли не королевой, ее требования и капризы выполнялись мгновенно, и зачастую переходили всякие границы. Например, она пожелала, чтобы кабинет министров в полном составе обязательно посещал ее салон, за отказ одного из министров Людвиг без сожаления уволил его.

Прогулки Лолы Монтес по улицам столицы вызывали негодование жителей: она появлялась в мужском костюме, с сигаретой во рту и хлыстом, торчащим из-за голенища начищенных до зеркального блеска сапог. Кроме того, она без колебаний пускала в ход хлыст при любом удобном случае, невзирая на должности и возраст. Просьбы вести себя сдержаннее танцовщица игнорировала. Возмущенные бюргеры называли ее не иначе, как «дама с кнутом» или «королевская содержанка», а газеты постоянно помещали карикатуры и статьи, где высмеивали и короля, и его любовницу.

-4

Напряжение в стране возрастало, поведение танцовщицы вызывало все больше возмущения. Последней каплей стало получение Лолой титула графини Ландсфельд. Этого кабинет министров стерпеть не мог и Людвигу был предложен выбор: либо он вышлет Лолу за пределы страны, либо кабинет министров в полном составе подает в отставку. Людвиг подписал отставку кабинета министров. Это еще более убедило танцовщицу в ее безнаказанности и исключительном положении.

Безобразное поведение танцовщицы возмутило студентов, которые 1 марта 1847 года устроили манифестацию перед домом Монтес. Но и тогда Лола не изменила себе — она вышла на балкон полураздетой, с бокалом и бутылкой шампанского в руках и с издевкой произнесла тост: «За моих добрых баварских подданных!». Полиция разогнала манифестантов, а Людвиг принял «гениальное» по своей простоте решение — приказал на год закрыть университет, а иностранных студентов выслать из страны в течение 24 часов!

Только когда народ осадил дом королевской любовницы, а в Мюнхене начались массовые беспорядки, король вынужден был издать указ о высылке Лолы Монтес из страны. Но остановить народные выступления, которые быстро переросли в антимонархические, Людвиг I уже был не в состоянии и ему пришлось отречься от престола. Вот так, сама того не ведая, Лола спровоцировала смуту 1848 года, которая вскоре перекинулась и на всю Европу.

Лола уехала в Швейцарию, где жила на деньги влюбленного экс-монарха. А летом 1849 года она выскочила замуж за англичанина Джорджа Траффорда Хилда, но он сбежал от нее через год после свадьбы, после того как она кинулась на него с ножом во время ссоры. Интрижка Лолы с Огюстом Папоном практически разорила его из-за аппетитов танцовщицы. Деньги кончились и она решила шантажировать бедного монарха: «Многие издатели предлагают мне большие деньги за публикацию твоих писем ко мне… Помни, человек становится способным на все, если его к этому принуждают». Но в 1851 году тридцатидвухлетняя танцовщица вдруг совершенно безвозмездно передала Людвигу все его письма. В благодарность Людвиг выслал Лоле 5 тысяч франков. Возмущенный любовник, надеявшийся поправить материальное бросил ее и через несколько лет покончил с собой.

Бойкая и неунывающая вернулась к танцам, она без устали работала, чтобы восстановить форму и хоть как-то конкурировать с молодыми танцовщицами. Американец Эдвард Уиллис, с которым Лола познакомилась на одном из своих концертов, уверил ее, что, если американцы «увидят знаменитую Лолу Монтес, то забросают ее долларами». И Монтес отправилась в Америку.

Надежды на успех в Америке не оправдались, какие-то средства концертами и выступлениями с рассказами о своей бурной жизни она зарабатывала, но вести привычную жизнь, соря деньгами, уже не могла. А ее импресарио Уиллис еще и обкрадывал ее, присваивая большую часть дохода. Расставшись с ним она успешно танцевала в театре в Сан-Франциско и даже вышла замуж за местного журналиста Патрика Халла. Их брак продлился всего месяц, причем причиной развода опять стали бурные скандалы. Халл после развода впал в депрессию, начал пить и четыре года спустя умер от цирроза.

Получив развод, Лола переехала в заштатный городишко Грасс-Валли, соблазнила золотодобытчика Саузвика, отправилась с ним в Сан-Франциско.Золотодобытчик не вынес бешеных страстей и сбежал, но и его не миновало «проклятие Монтес» — через пару он лет разорился и пустил пулю в лоб.

Лоле снова подвернулся ловкий импресарио Ноэль Фоллин, предложивший ей гастроли на краю света — в Австралии. Он стал последней любовью Лолы, а через год, возвращаясь в Штаты, утонул вместе с пароходом.

На Зеленом континенте её приняли восторженно, ей удалось скопить денег на поездку в Европу. Там она встретилась с матерью и узнала, что ее отец умер, а первый муж, так и не получивший развод, не может жениться на женщине, с которой живет уже много лет. Ее второй муж Джордж Хилд, брак с которым так и не признали законным, был уволен из армии, уехал в Португалию, где и умер в нищете.

-6

Вернувшись в Америку, Монтес поселилась в бедном пригороде Нью-Йорка. С карьерой танцовщицы пришлось расстаться. А в январе 1861 года сорокалетняя Лола Монтес скончалась от быстротекущей пневмонии.