Найти тему
"Атмосфера"

Тайная жизнь музея

Работа хранителя музея сродни работе детектива. Как становятся хранителями, что скрывают запасники музея и можно ли в их недрах обнаружить неизвестные шедевры? Зачем владельцу оружия прятать записку в своей алебарде, что значит необычная подпись на подрамнике знаменитой картины и какую тайну открыла рентгенограмма парсуны "Патриарх Никон с клиром"? Рассказывает главный хранитель музейно-выставочного комплекса "Новый Иерусалим" Наталья Сафонова.

РАБОТА МЕЧТЫ

Ново-Иерусалимский монастырь всегда представлялся мне загадочным и притягательным. На его территории до 2014 года располагался музей, работать в котором я мечтала. Но почему-то думала, что устроиться туда на работу невозможно. И однажды на глаза попалось объявление о наборе в школу гидов-экскурсоводов при музее. Лучших из лучших обещали трудоустроить. К сожалению, прочитала я это объявление поздно, когда день "икс" уже прошел, и поняла, что упустила свой шанс. Но утром набралась смелости и в 8.00 уже стояла около касс музея. Оказалось, что за эти несколько месяцев по объявлению никто не приходил, и меня после собеседования приняли на работу. Так сбылась моя мечта — в 1998 году я стала сотрудником Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим". Сейчас он уже не в монастыре и называется музейно-выставочным комплексом "Новый Иерусалим". Первый год водила экскурсии, затем стала младшим научным сотрудником, потом старшим. Классика музейного взросления в подмастерьях. Сегодня я главный хранитель фондов музея.

МУЗЕЙ ИЗНУТРИ

Хранение, как и создание выставок, — некая скрытая изнанка музея, которую не часто показывают. Здесь главное — ответственность. Причем в самом широком смысле. Кто способен быть хранителем, а кто нет, проверяется временем. Стать профессионалом можно только в самом музее, это исключительно прикладная специальность. В нашем музее более 192 000 предметов, ответственность главного хранителя распространяется на все происходящее с ними, несмотря на то, что некоторые коллекции находятся под опекой еще и отдельных хранителей. Главный хранитель — это широкие полномочия и повышенная тревожность, жизнь с "включенным утюгом".

"Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой", Робер Лефевр
"Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой", Робер Лефевр

У нас в музее половина хранителей работает с коллекциями более сорока лет. При этом нужно понимать, что фондохранилище не склад и музейные предметы нуждаются в изучении и исследовании. А еще в нашей работе много кропотливого и рутинного. Представьте, что к хранителю отдела археологии поступает тысяча фрагментов керамики и каждый из них должен быть промаркирован, обмерян, отфотографирован…

Все музейные предметы разделены по коллекциям, некоторые из них по правилам должны находиться в условиях предельной укрепленности — то есть в сейфовых комнатах. Есть и объекты с хроническими заболеваниями или с повышенной чувствительностью. Они болезненно реагируют на любое изменение климата. В критических случаях хранитель совместно с реставраторами принимает решение о проведении реставрационных работ.

ЛЮБИМЫЕ ЭКСПОНАТЫ

Это не совсем корректная формулировка. Сложно подобрать точное слово, но, вероятно, это трепет, который вызывают те или иные предметы коллекции. Один из таких музейных шедевров — это парсуна "Патриарх Никон с клиром". И дело не только в том, что я помню ее с детства, когда приходила в музей с родителями: тогда портрет казался огромным, а патриарх очень грозным. Уже будучи сотрудником музея, узнала о страшной военной судьбе этого предмета, увидела рентгенограмму с разрывами холста и поняла, что парсуне усилиями реставраторов буквально была подарена вторая жизнь. Очень привязываешься и к предметам, которыми занимаешься, и порой не имеет значения масштаб их художественной ценности. В период самоизоляции я вернулась к описанию трофейного свадебного альбома короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV и снова не могу глаз оторвать: в каждой миниатюре — зашифрованное послание.

"Патриарх Никон", неизвестный художник
"Патриарх Никон", неизвестный художник

НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ

Времени на детективные расследования катастрофически мало, но это один из самых привлекательных ракурсов нашей работы, показатель квалификации. Поиск фактов и доказательство выдвинутых теорий — тяжелый труд. Можно длительное время заниматься архивным поиском, просмотреть море документов и найти одну-единственную дату (или не найти). Но иногда предметы сами дарят информацию о себе, когда этого никто не ждет. Можно вспомнить историю, когда при подготовке к выставке "Из домашних музеев" внутри алебарды XVII в. была обнаружена записка на старонемецком. Изучение характера послания позволило предположить, что это обращение к оружию как к одушевленному предмету с просьбой о помощи. Или недавно во время реставрации на подрамнике одной работы была обнаружена знаменитая фамилия, сохраним ее пока в секрете. Предстоит доказать либо опровергнуть авторство, отработать варианты по персоне портретируемого. Это, конечно, не повседневные случаи, но поступление новой информации о предметах — процесс постоянный.

Записка на старонемецком, спрятанная внутри алебарды XVII в.
Записка на старонемецком, спрятанная внутри алебарды XVII в.

МУЗЕЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ

Лучшие предметы попадают в постоянную экспозицию. Но вот везет ли им? Они своеобразные музейные звезды, но при этом всегда на передовой, практически не знают отдыха, и это отражается на скорости их старения. Постоянная экспозиция означает бессменность на посту. Многие предметы покидали залы только в период переезда музея. Популярные экспонаты часто просят "погостить" в другие музеи. Сложность в том, что они являются экспозиционными осями, без которых остается канва. Парсуна, о которой уже шла речь, крайне редко выезжала из музея; когда ее нет в зале, возникает "черная дыра". Есть предметы и целые коллекции со своими многолетними поклонниками, например, живопись Константина Горбатова. Как только его пейзажи исчезают со стен, сразу появляются обращения в музей с просьбами вернуть. Есть и своего рода фаворит, возглавляющий топ посетительского признания, — это портрет Марии Барятинской с дочерью Ольгой работы Робера Лефевра. Ротация предметов в постоянной экспозиции зависит от материалов и состояния. То, что подвержено разрушению, выставляем коротко, часто возвращаем в фондохранилище для отдыха. В большей мере это относится к тканям и материалам на бумажной основе.

КОГДА МУЗЕЮ ВЕК

На самом деле зарождение музейной жизни в Ново-Иерусалимском монастыре произошло 146 лет назад в момент создания мемориального музея патриарха Никона. Сохраняя на протяжении столь длительного периода предметы этого музея, мы, несомненно, наследуем и ему, хотя сейчас этот музей обрел некое продолжение на территории монастыря. В 1920 г. родился новый музей, отражающий свое время. Сегодня, спустя век, в новом здании (в которое мы переехали в 2014 году), это вновь молодой, динамичный музей, с новыми выставочными направлениями и проектами. "Старый новый музей" — не такой уж и парадокс. Каждое новое время несет новые задачи, но есть вечные и заглавные функции музея, которые никогда не изменятся, — хранить и собирать.

Текст: Анна Хитрина в соавторстве с Натальей Сафоновой. Фото: личный архив Натальи Сафоновой, пресс-служба МВК "Новый Иерусалим". Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/taynaya-zhizn-muzeya/