4,1K подписчиков

Волки в скандинавской мифологии

712 прочитали
 Очень значимое место в скандинавской мифологии занимает образ волка.
Волки дружелюбны, общительны и очень умны, видимо это и послужило такому количеству мифов. связанных с этим животным.

Очень значимое место в скандинавской мифологии занимает образ волка.
Волки дружелюбны, общительны и очень умны, видимо это и послужило такому количеству мифов. связанных с этим животным. Они чтут и оберегают свои семейные связи. Вся их жизнь подчинена четким правилам и ритуалам.
Волк - это олицетворение духа свободы и верности.
Волки одни из самых почитаемых животных у скандинавов.
Предлагаю погрузится в скандинавскую мифологию и поговорить об этих образах поподробнее.
В первую очередь мы видим волков-спутников Одина.
Гери и Фреки
Два волка, сопровождающие Одина. С древнеисландского Geri означает «жадный», а Freki — «прожорливый».
Волки-спутники Одина упоминаются в литературных памятниках Скандинавии XIII века — Старшей и Младшей Эдде, а также в скальдической поэзии.
Gera ok Freka
seðr gunntamiðr
hróðigr Herjaföður;
en við vín eitt
vápngöfugr
Óðinn æ lifir.
Grímnismál
Гери и Фреки
кормит воинственный
Ратей Отец;
но вкушает он сам
только вино,
доспехами блещущий.
Речи Гримнира.
Перевод Корсуна
Исследователь Михаэль Шпигель (Michael Spiegel) связывает Гери и Фреки с древними германцами, среди которых часто употреблялись «волчьи» имена, как например, Wulfhroc (Облачённый волком), Wolfhetan (Волчья шкура), Isangrim (Серая маска), Wolfgang (Движущийся как волк), Wolfdregil (Бегущий как волк), Vulfolaic (Танцующий с волками).
В целом, сложно переоценить общегерманскую роль волчьего культа, который ярко отображен в мифологии скандинавов. На это еще ясно указывает наличие воинов-волков. А Гери и Фреки - олицетворение силы и мощи Одина.
Гери и Фреки — верные северные волки Одина. Сопровождают его в странствиях и защищают в битвах. Во время странствий, волки двигаются перед верховным богом — разведывают путь. А когда Один, восседает на своем троне в Вальгалле, волки смиренно лежат у его ног.
Один питается исключительно элем и вином, а всю остальную пищу он скармливает своим волкам. Поэтому именно волкам, достаются все подношения для Одина.
Люди верят, что если преподнес ты вкусные съедобные дары для верховного бога, а на следующий день нашел их съеденными. Это волки Гери и Фреки.
Отдельное место занимает враг богов Фенрир (др.-сканд. Fenrir, Fenrisúlfr, Hróðvitnir) — огромный волк, сын Локи и Ангрбоды.
Первоначально боги посчитали его недостаточно опасным и позволили жить в Асгарде. Волк вырос среди асов и стал настолько велик и ужасен, что кормить его отваживался только Тюр, бог воинской храбрости. Чтобы обезопасить себя, асы решили сковать Фенрира цепью, но могучий волк легко рвал самые крепкие цепи (Лединг и Дромми). В конце концов асам хитростью всё же удалось сковать Фенрира волшебной цепью Глейпнир, которую гномы сделали из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил (в древности сухожилиям приписывали свойства нервов), рыбьего дыхания и птичьей слюны. Всего этого больше нет в мире. Глейпнир была тонка и мягка, как шёлк. Но, чтобы волк позволил надеть на себя эту цепь, Тюру пришлось вложить руку ему в пасть в знак отсутствия злых намерений. Когда Фенрир не смог освободиться, он откусил руку Тюра. Асы приковали Фенрира к скале глубоко под землёй и воткнули меч между его челюстями.
«Рукоять (меча) упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света».
В день Рагнарёка, согласно прорицанию Вёльвы, Фенрир разорвёт свои оковы (согласно «Речам Вафтруднира» («Старшая Эдда»)). В финале же битвы Фенрир убьёт Одина, а за своего отца отомстит Видар — древнескандинавский бог мщения и безмолвия, сын Одина и великанши Грид.
Несмотря на это пророчество, асы не убили Фенрира, потому что «так чтили боги своё святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка».
Страж мира мёртвых, пёс богини смерти Хель
Гарм (др.-сканд. Garmr) — в германо-скандинавской мифологии огромный четырёхглазый пёс, охраняющий Хельхейм, мир мёртвых, хтоническое чудовище.
Считается, что Гарм зачат великаншей Ангрбодой от бога Локи. Гарм привязан к скале в подземной пещере, названной Гнипа (Gnipahellir). Считается, что вся пещера покрыта кровью. Гарм — крупнейший из псов. Вой Гарма будет одним из признаков начала Рагнарёка. Во время Рагнарёка Гарм вырвется на свободу и в этой битве он загрызёт бога Тюра, но и сам погибнет.
В древнескандинавской мифологии Гарм – хтоническое чудовище, огромный пес, скованный цепью в пещере Гнипахеллир, его лай возвестит о конце старого мира. Несмотря на эпичность образа, пес Гарм в эддических текстах упоминается всего несколько раз. В тексте «Старшей Эдды» Гарм встречается в двух эпизодах, впервые – в обширной части «Прорицание вельвы», где пророчица используется рефрен «Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит, вырвется Жадный» при описании Рагнарека, а также событий, которые произойдут до и после финальной битвы асов и хтонических чудовищ. После первой фразы «Гарм лает громко» вёльва рассказывает о том, как Мидгард погрузиться в хаос, Хеймдаль вострубит в Гьяллархорн, а Один отправится за советом к голове Мимира. После повторения фразы следует описание наступления армий Хель и «сынов Муспелля» под предводительством Сурта на корабле Нагльфар, а также начало сражения между асами и их противниками. После того, как вёльва повторяет фразу в третий раз, продолжается дальнейшее описание битвы на равнине Вигрид. После того, как фраза «Гарм лает громко» повторяется в четвертый раз, пророчица описывает мир, перерожденный после Рагнарека. Второй эпизод «Старшей Эдды», предположительно связанный с Гармом, присутствует в тексте «Сны Бальдра» (этой песни нет в оригинальной рукописи, но ее традиционно включают в сборник поэтической Эдды). В первых же строфах песни при описании поездки Одина в Хельхейм есть следующие строки: «…встретил он пса, из Хель прибежавшего. У пса была грудь кровью покрыта, на отца колдовства долго он лаял». Прямого указания на то, что перед Одином предстал именно пес Гарм, в данном эпизоде нет. Данное предположение впервые выдвинул М.И. Стеблин-Каменский и на сегодняшний день эта позиция является общепринятой.
В тексте «Младшей Эдды» Стурлусона пес Гарм также встречается дважды. «Знакомство» с персонажем происходит в части «Видение Гюльви», где цитируется 44 строфа «Речей Гримнира» из «Старшей Эдды»: «Гарм – лучший пес». Данная формулировка довольно спорна сама по себе, особенно если учесть, что эти слова принадлежат Гримниру, то есть – Одину, который, зная о Рагнареке от вельвы, должен относиться к Гарму не самым доброжелательным образом. Далее в «Видении Гюльви» Снорри Стурлусон пишет: «Тут вырывается на свободу пес Гарм, привязанный в пещере Гнипахеллир. Нет его опасней. Он вступает в бой с Тюром, и они поражают друг друга насмерть». Важно отметить, что Гарм освобождается от своих цепей уже после начала Рагнарека (которому предшествует освобождение Фенрира, пожравшего солнце). Он сражается с богом победы, Тюром, и убивает его, но сам гибнет от руки аса. Больше в эддических текстах нет никаких упоминаний о Гарме.
Дети Фенрира Хати и Сколль – варги (сверхъестественно большие волки), сыновья Фенрира, сына Локи, которому, согласно пророчеству вёльвы, суждено положить начало Рагнареку. Хати («Hati») с древнескандинавского переводится как «тот, кто ненавидит» или «враг». В «Младшей Эдде» говорится, что Хати каждую ночь гонится за Мани (Луной), пытаясь съесть ее. Снорри Стурлусон упоминает второе имя Хати – Манагарм («Managarmr»), что можно перевести как «лунный пес». Манагарм, по словам Стурлусона, сильнейший из потомков Фенрира и в итоге он все же догонит и проглотил Луну. Так как местом обитания Манагарма указывается некое ущелье, очевидна аналогия с Гармом и Гнипахеллиром.
О происхождении Хати известно по его отчеству – Хрудвитниссон («Hróðvitnisson»), оно упоминается в «Речах Гримнира» и «Видении Гюльви» из «Старшей Эдды». Хрудвитниссон дословно переводится как «сын Хрудвитнира», в свою очередь Хрудвитнир («знаменитый волк» с древнескандинавского) – это одно из имен Фенрира. Также Стурлусон упоминает безымянную великаншу, что живет в лесу Ярнвид и воспитывает там потомство Фенрира. При этом неясно, где расположен Ярнвид, в одном эпизоде упоминается Хельхейм, в другом – Ётунхейм. В «Прорицании Вёльвы», которое в «Младшей Эдде» цитирует Стурлусон, говорится о множестве волков, населяющих Ярнвид. Наряду с Хати называется Сколль, что и является основным подтверждением наличия между ними родственных уз. Указывается, что волки из Ярнвида питаются плотью мертвецов (как и Гарм, который, вероятно, также относится к роду Фенрира) и забрызгивают небеса кровью. Про варга по имени Сколль известно меньше, чем про Хати. Его имя («Skoll») с древнескандинавского переводится как «предательство», согласно эддическим текстам он каждый день преследует колесницу Арвака и Альсвида, которые тянут по небу Солнце. Сколль несколько раз упоминается в качестве хейти, указывающих на его отца – Фенрира. Это создает некоторую путаницу, например, в «Речах Вафтруднира» говорится о том, что во время Рагнарека Солнце съест сам Фенрир, однако Р. Симек и К. Дали, анализируя оригинальные эддические тексты, говорят о том, что светило поглотит именно Сколль. Таким образом, Сколль днем охотится за Солнцем, а Хати ночью пытается догнать Луну. По мнению Р. Симека, так древние скандинавы пытались объяснить движение светил по небосводу, причем когда одному из волков удавалось нагнать Солнце или Луну, наступало затмение, солнечное или лунное соответственно. По всей видимости, во время Рагнарека оба варга достигнут своей цели.
И собственно вообе Варги.
В древнескандинавском языке vargr обозначает «волк» (ulfr). В прагерманском языке wargaz означало «душитель» (совр. форма — würgen), «злодей, преступник, изгой». В современном шведском языке имеется слово varg — «волк», а в древнеанглийском имелось warg — «большой медведь».
В 1514 строке Беовульфа мать Гренделя описывается как grund-wyrgen — «варг из глубин».
В скандинавской мифологии варгами являются огромный волк Фенрир и два его сына — Сколь и Хати. В «Саге о Хервёр» Гестумблинди (Один) вопрошает у короля Хейдрика:
Что светит людям, но само объято пламенем,
и варги всегда преследуют его?
И Хейдрик даёт ответ: «Это — солнце. Оно освещает землю и светит всем людям, а Сколь и Хати называют варгами. Это — волки, один преследует солнце, другой — луну».
Волки также служили в качестве ездовых животных для более могущественных персонажей. В тексте на руническом камне из Рёка имеется кеннинг, в котором лошадь Ганнр именуется волком, в «Песне о Хюндле» вельва Хайндла едет на волке, а великанша Гирроккин воспользовалась волком, чтобы прибыть на похороны Бальдра.
Ряд археологических артефактов указывает на то, что варги играли в культуре Раннесредневековой Скандинавии значимую роль. На одном из рунических камней ныне разрушенного Хуннестадского монумента изображен всадник на огромном волке, в котором без труда угадывается варг. Этот камень, к счастью, сохранился и выставляется в музее Лунда. По одной из версий, высказанных, в частности Д. Линдоу в «Норвежской мифологии», волчий всадник на камне из Хуннестада – это великанша Гироккин.
Говоря о волках в скандинавской мифологии нельзя не упомянуть об Ангрбоде. С древнескандинавского слово «Angrboða» дословно переводится как «та, что приносит страдания». Ангрбода – предводительница всех девяти кланов, обитающих в Железном лесу. Она получила это место не по наследству. Право владычествовать досталось ей благодаря многим победам, которые она сумела одержать. Ангрбода – не только воительница, но и провидица, волшебница, иногда превращавшаяся в волчицу. Ей было ведомо все, что происходило в пределах ее владений, лежащих в Йотунхейме. Чувствуя себя полноправной владычицей этих земель, она не вмешивается в жизнь внешнего мира.
Железный лес зовется так потому, что листья на его деревьях из чистого металла. В этих местах обитают тролли и ведьмы. Лес также называют Ярвид. Его проходит каждый умерший, прежде чем достигнуть безрадостного обиталища Хель предстать перед их страшной хозяйкой.
Ангрбода, зная свою виру, стала женой Лoки. У них было трое ужасных детей: волк Фeнpиp, Ёмypганд - змей, сжимающий в своих кольцах весь мир и Хель – страшная владычица подземного царства, собирающая души умерших.