Храм искусства Возрождения — вот что из себя представляет Галерея Уффици, или музей Уффици, во Флоренции. В здании XV века в центре города расположилась самая большая в мире коллекция произведений искусства, созданных между XV и XVI столетиями.
История галереи Уффици
Строительство галереи
Размещение музея в здании, где находится Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi), изначально не предполагалось. Дворец Уффици был построен тосканским герцогом Козимо I Медичи как новое место заседаний правительства. Его целью было собрать воедино 13 самых важных флорентийских магистратов, находившихся до этого в разных местах, рядом с правительственным дворцом, Палаццо Веккио. Таким образом, эти «офисы» (с ит. «uffici«) могли находиться под его непосредственным наблюдением.
Работы были поручены Джорджо Вазари, знаменитому архитектору Италии, который спроектировал здание в форме подковы. Окна дворца с одной стороны выходят на реку Арно, а с другой — во двор с видом на Палаццо Веккьо.
Начало музейной коллекции галереи Уффици
Герцог Франческо I Медичи, сын Козимо, в 1581 году превратил лоджию на верхнем этаже здания в личную картинную галерею, где он разместил собрание картин XV века, а также работы своих современников (статуи, доспехи, научные инструменты, интересные натуралистические раритеты), портреты семьи Медичи и знаменитых людей. Созданная им коллекция вскоре стала доступна для посещения, хоть и возможно было ее увидеть только по запросу. Так, музей Уффици стал одним из старейших музеев в Европе.
Семья Медичи и пополнение коллекции
При герцоге Фердинандо I Медичи коллекция галереи Уффици пополнилась серией портретов выдающихся людей (серия Джовианы), был создан зал карт и зал математики, а так же залы, посвященные мануфактурам, коллекциям оружия и зал драгоценных камней, привезенных в качестве приданого Кристиной Лотарингской около 1588 года.
Во времена Фердинандо II Медичи его жена, Виттория делла Ровере, последняя наследница герцогов Урбинских, привезла в качестве приданого богатую коллекцию произведений художников Италии — Тициана, Пьеро делла Франческа, Рафаэля, Федерико Бароччи и других.
Другие интересные произведения венецианской школы появились в стенах художественной картинной галереи благодаря кардиналу Леопольдо Медичи, брату великого герцога, который начал с большой страстью собирать рисунки, миниатюры и автопортреты. В конце XVII века, при Козимо III Медичи, в новых помещениях галереи Уффици появилась новая коллекция автопортретов, изысканного фарфора, медалей, рисунков и бронзы, и со временем Козимо III приобрел множество фламандских картин ( в том числе Рубенса) и некоторые ценные римские статуи, такие как Венера Медичи.
Знаменитые картины галереи Уффици
Галерея Уффици является крупнейшей в мире коллекцией золотого века живописи Италии. В год ее посещают миллионы туристов. Здесь можно проводить дни напролет. Но если время ограничено, можно сосредоточиться на главных шедеврах галереи Уффици, ставших в коллективном воображении незаменимыми образцами истории итальянского искусства.
1. Рождение Венеры Сандро Боттичелли
Это произведение, символ галереи Уффици, — первый пример тосканской живописи на большом холсте, можно считать настоящим гимном семье Медичи, которая, благодаря дипломатии и культуре, создаст во Флоренции царство Любви. Выполненное для семьи Медичи между 1482 и 1485 годами, «Рождение Венеры» — одно из самых знаменитых произведений искусства в мире.
Боттичелли изображает, пожалуй, лучшее олицетворение женской красоты, связанное с торжеством природы. Море, морская раковина, благоприятные ветра и, лишь слегка намеченный, жест сокрытия наготы божественного творения, женщины, воспевают ее непревзойденное великолепие. Сандро пишет картину на холсте, и это еще один признак времени. Прежних деревянных досок, кажется, уже недостаточно для ослепительного взрыва творческого вдохновения эпохи Ренессанса.
2.Битва при Сан Романо Паоло Учелло
Это центральная часть триптиха, написанного в 1438 году и разделенного между галереей Уффици, Национальной галереей Лондона (National Gallery) и парижским Лувром (Louvre). Картины считались слишком схожими между собой и было решено оставить наиболее хорошо сохранившуюся во Флоренции, продав остальные как дубликаты. Цикл повествует о битве при Сан Романо, противостоящих между собой флорентийцев и сиенцев в 1432 году. На картине, сохранившейся во Флоренции, изображен сиенский полководец Бернардино делла Карда на своем белом коне в момент, когда его поразило вражеское копье.
Экспериментальное и смелое использование перспективы, благодаря которому Паоло Учелло прославился среди современников, считается его серьезной инновационной работой. Художник объединяет революционные характеристики Ренессанса, такие как перспектива и центральная роль человека, с некоторыми деталями живописи поздней готики, которые проявляются в натуралистических элементах, охотничьих сценах и в скрупулезной росписи доспехов и лошадей.
3. Мадонна с Младенцем и двумя ангелами Филиппо Липпи
Эта работа, примерно 1465 года, является одной из самых известных работ художника Филиппо Липпи, кармелитского монаха, который безумно влюбился в монахиню Лукрецию Бути. Очень вероятно, что изображенная в профиль задумчивая Мадонна, с руками, соединенными в молитве, перед ребенком, поддерживаемым двумя ангелами, могла быть самой Лукрецией.
Пейзаж за плечами персонажей вдохновлен фламандской живописью. Нежность, элегантность жестов, изысканная прическа Мадонны, украшенная жемчугом и вуалью, станет образцом для последующих художников, особенно для Боттичелли, ученика Липпи.
4. Двойной портрет герцогов Урбинских Пьеро делла Франческа
Самым непостижимым из итальянских художников эпохи Возрождения — с его лицами, которые, кажется, не выражают ничего кроме задумчивости о бесконечности, с его деталями, полными символов, которые трудно интерпретировать, являлся, конечно, Пьеро делла Франческа. Он был художником без фамилии, который жил и работал между Тосканой и небольшими государствами ближе к Адриатическому морю, такими как герцогство Монтефельтро. На этом двойном портрете изображены герцог Федерико да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца, из семьи, которая впоследствии будет править герцогством Милана. Загадочным и непостижимым до сих пор считается замысел живописца, изобразившего на обратной стороне единорогов, тянущих колесницу с герцогами.
6. Благовещенье Леонардо да Винчи
Практически в те же годы, когда Пьеро делла Франческа изобразил правителей Монтефельтро, другой художник, называвшийся по месту своего происхождения, был на пути к тому, чтобы стать самым известным художником во всей истории западного искусства. Деревья, нарисованные на маленькой панели, придают Благовещенью Леонардо совершенно иной фон, чем тот, на котором было привычно видеть Деву Марию на живописи предшествующих поколений. Золото перестало быть необходимым для изображения божественного начала. Святость стала выражается в изяществе. Вместо использования драгоценных материалов все внимание обратилось к природе и к организации человечества. И не странно, что именно в этот период начинают зарождаться ботаника и естественные науки.
7.Тондо Дони Микеланжело
Картина написана в начале 1500-х годов по заказу известного флорентийского банкира Аньоло Дони в очень редком для живописи формате тондо ( с ит. tondo — круглый). Тондо Дони особо примечательно тем, что знаменитый автор больших мраморных скульптур (как в гробницах Медичи здесь же во Флоренции) и целых фресковых интерьеров (как в Сикстинской капелле в Риме) создает в этом случае маленькое темперное тондо: чуть более метра в диаметре. Особенность тондо еще и в том, что это практически единственная живописная работа Микеланджело, в которой, однако, легко узнается монументальность скульптурного видения Микельанжело.
8. Вакх Караваджо
Бог Вакх, изображаемый обычно голым, блуждающим по лесу, похож здесь скорее на древнего римлянина. Он представлен неким соблазнителем, держа в руке изысканный бокал вина напротив большой корзины с фруктами. Но прежде всего поражает его роскошный венок из виноградных листьев на голове, придающий образу Вакха явный аллегорический характер, связанный со временем года или чем-то таким, что намеренно укрыто автором от слишком доступной трактовки. Все светло, натурально и слишком просто по сравнению с темными и сценами мучений, к которым нас приучил Караваджо. Во время реставрации некоторые анализы позволили обнаружить внутри кувшина с вином изображение мужского лица, которое исследователи считают автопортретом Караваджо.Не трудно заметить как изменился художественный язык со времен Боттичелли — реальность перестала выражаться в изображении природы и перспективы. Теперь реальность — это сама жизнь.
9. Щит с головой медузы Караваджо
Легендарная Медуза, превращающая мужчин в камень одним своим взглядом: нет лучшего места для ее изображения, чем на боевом щите. Караваджо делает это хитрым и новаторским способом: выпуклость щита становится кажущейся вогнутостью, на которой изображена кровоточащая голова — идеальный иллюзионистический прием. Взгляд Медузы фиксируется на одной точке, в то время как змеи беспорядочно двигаются во все стороны. Особая жуть реальности создается благодаря именно «брызгообразному» потоку крови, который кажется оживляет ее эпичность. Такой точный прием художника, лаконично выразивший момент высшего напряжения, стал в противовес прежним обвинениям его в отсутствии «действия» и «движения» в представляемых им сюжетах.
10. Венера Урбинская Тициан
Интригующая, таинственная и сексуальная. Венера Урбинская, созданная Тицианом в 1538 году для герцога Урбино Гуидональдо II Делла Ровере, является идеальным изображением женщины эпохи Возрождения, которая, как и Венера, стала символом любви, плодородия и красоты. Работа, хранящаяся в зале, посвященному произведениям Тициана, представляет собой аллегорию брака и должна была служить «дидактической» моделью для Джулии да Варано, молодой жены герцога. Маленькая собачка у ног женщины — символ супружеской верности, а горничная, которая на заднем плане смотрит на маленькую девочку, копающуюся в комоде, — это пожелание скорейшего материнства. Очевидный эротический посыл картины служил напоминанием женщине о ее супружеских обязанностях по отношению к своему мужу. Еще в 1880 году Марк Твен определил этот шедевр как «самую непристойную, самую омерзительную и самую пошлую картину в мире«. В последствии картина эта станет моделью для новых революционных витков европейской живописи.
Конечно же эти 10 картин далеко не все, которые стоит увидеть в музее Дворца Уффици. На самом деле, просмотреть произведения искусства из всех 93-х комнат музея, расположенных на двух этажах, физически невозможно. Но не стоит отчаиваться: хоть галерея Уффици и огромна, но сконцентрировавшись только на самых известных ее шедеврах, все же можно получить хорошее представление о том, что предлагает музей, и, возможно, начать думать о будущем втором посещении галереи.
Любите Италию? Читайте еще больше интересных статей на нашем сайте - italotrip.com