По оценке PwC, к 2025 году выручка от совместного потребления составит $335 млрд, а фирмы с шеринговой бизнес-моделью получат половину доходов рынка. Рассказываем, что такое экономика совместного потребления, как она влияет на мир и сферу закупок.
Под шеринг-экономикой подразумевается такая социальная модель, при которой люди осознанно отказываются от владения материальными благами в пользу аренды. При этом чаще всего пользователи шеринг-сервисов могут позволить себе купить вещи, которые берут на время, – они просто не хотят загружать свое жизненное пространство и предпочитают тратить деньги на новый опыт и путешествия.
Широкое распространение экономики совместного потребления способствовало трансформации многих сфер бизнеса. В их числе – недвижимость, транспорт, развлечения, образование и закупки. Перевод ряда бизнес-процессов на шеринговую модель минимизирует издержки и тем самым повышает ее коммерческую эффективность, что особенно актуально в кризис.
Когда речь идет о сфере снабжения, важно понимать, какие статьи расхода можно оптимизировать, а какие нет. С точки зрения риск-менеджмента, основные производственные процессы должны оставаться под контролем организации: потеряв одного из партнеров, она избежит кризиса. Поэтому обычно шеринг применяется при реализации вспомогательных процессов.
Так, сегодня компании необязательно строить склады и формировать собственный автопарк грузового транспорта. Вместо этого она может арендовать подходящие складские площади или грузовую машину у другого игрока рынка. В результате в выигрыше остаются «арендатор», «арендодатель» и потребитель. Первый экономит ресурсы на приобретении и содержании материальных активов, второй более эффективно использует собственные ресурсы, третий получает продукт по более низкой цене, ведь этот продукт будет иметь более низкую себестоимость.
Шеринг производственных мощностей и оборудования, технологий и знаний, персонала – экономика совместного потребления выводит бизнес на принципиально новый уровень. Однако переход на шеринговую модель окажется успешным, если только вы будете придерживаться ее ключевых принципов: ресурсы, находящиеся в совместном использовании, должны оставаться полезными, а отношения с партнерами – строиться на честности, прозрачности и взаимном доверии.