Цель психотерапии - это исцеление души, а религии, в данном случае христианства - это спасение души.
У исцеления и спасения есть много общего, но есть и различия. Направление вектора разное.
В библейские времена естественных причин болезни даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи. Так, увидев слепорожденного, ученики спросили у Иисуса : "Рави! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?".
Болезнь могла сослаться Богом прямо. Например, перед казнями египетскими, в ветхом завете. В христианстве душа обозначает всего человека, поскольку он оживлен духом жизни, но душа не является "частью ", образующейся в соединении с телом.
Собственно душа не обитает в теле, а выражается им, обозначает всего живого человека. Поэтому "жизнь" и "душа" часто оказываются равнозначными. Душа совпадает с нашим "Я", также как библейские "плоть" или "сердце
Душа в христианстве - это символ жизни, но не её источник. Источник жизни - Бог, действующий посредством Своего духа. "И вдунул Бог в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою". В христианстве принято бороться со своими страстями. Побороть грех - значит стать чище душою.
Грехами считается сребролюбие, тщеславие, чревоугодие, уныние, гнев, алчность, гордыня и так далее.
Работая с этими грехами, человек меняется, в том числе выздоравливает душевно, избавляется от этих пороков.
Некоторые направления психотерапии тоже занимаются этим, только своими методиками и техниками.
Например, саногенное мышление или рационально эмотивная психотерапия позволяют убрать обиды, поработать с гневом. Не говоря уже о психотерапии при похудании или работой с зависимостями, например, от оценок других людей, что является признаком гордыни в православном понимании.
В этом есть совпадения религии и психотерапии.
Кроме того, религия даёт возможность укрепиться и утвердиться в трансцендентном, в абсолютном (смысле существования). В психотерапии также можно иногда наблюдать, когда пациент возвращается к давно утраченным источникам изначальной, подсознательной, вытесненной религиозности.
Но есть и различия.
Они касаются методов психотерапии, некоторые из которых христианство не одобряет (например, гипноз, НЛП и так далее). А также касаются целей психотерапии. Они тоже могут быть проявлениями греха, с точки зрения христианства.