Найти тему
Педагог онлайн

Цирк, да и только!

Цирк, да и только! - слышим частенько возгласы людей, удивленных, раздраженных, обескураженных или возмущенных современной системой образования.

Почему именно цирк?

А вот почему. Цирк, как и школа, вуз - вся система, вызывает схожие эмоции.

Цирк так богат различными искусствами - акробаты, клоуны, жонглеры, фокусники, маги, дрессированные животные, всего и не перечесть, - так неожиданно и непредсказуемо действует на зрителя, что порой уходишь после представления ошеломленный увиденным, а иной раз, ожидая чудесного и яркого действа, получаешь тусклый отблеск цирка.

_____________________

Так и наша система образования удивляет своих граждан разными гранями. Реформы и модернизации сменяют одна другую 🎯, но образовательное пространство по-прежнему остается непредсказуемым.

Есть ли заданный и всем понятный вектор развития? Пожалуй, на этот вопрос нет однозначного ответа ни у кого.

_____________________

С Петровских времен образование России находится в состоянии реформ и контрреформ.

Именно образование, эта социальная система, формирует ментальность народа, она, как никакой другой социальный институт, определяет будущность государства.

➡ Попытки привнести изменения оборачиваются тем, что каждый раз, как это было в 30-, 60-е, 90-е, годы - система начинает бурно развиваться, но тут же тормозится контрмерами, быстро сходит на нет, затухает и в результате остается некий сгусток старого и нового, вновь требующий преобразований.

Может быть это и не критично, новшества, привносимые в застарелую систему? Может, постепенно это приведет к развитой сбалансированной связанной с потребностями людей и запросами самого государства некой универсальной системы? Возможно.

Но, здесь и сейчас, сегодня и всегда, надо учитывать незыблемый закон всех сложных систем, особенно систем социальных, какой и является образовательная система. Это закон эмерджентности ☝.

_____________________

В сложных системах со множеством элементов, какими являются сады, школы, колледжи, вузы, учащиеся и их родители, преподаватели и органы управления, программы и программные обеспечения, в таких системах возникают процессы и взаимодействия, которые не могут быть описаны простым взаимодействием отдельных частей друг с другом.

Биолог Людвиг фон Берталанфи утверждает: «Системы в биологии, психологии и социологии являются настолько сложными, что их поведение кажется “новым”, “эмерджентным”: оно не может быть логически выведено из свойств отдельных элементов системы».

Все новое, вводимое в системе образования, нельзя объяснить с точки зрения сведения к базовым частям. Вводим ли мы Болонскую систему, заменяем ли экзамены системой ЕГЭ, демонтируем ли систему профтехучилищ, создаем ли многочисленные филиалы вузов, переходим ли на демократизацию, компьютеризацию школ, вводим ли компетентностный подход или личностно-ориентированный - все это дает непредсказуемый, неожиданный суммарный эффект, который и называется эмерджентностью.

_____________________

Все как в цирке! Все неожиданные сочетания искусств в цирке также приводят к эмерджентному эффекту - порой радостному, порой - грустному.

_____________________

НО! Есть то, что делает Цирк непреходящим видом развлечения и искусства! В нем есть КОНСТАНТА - неизменная часть - АРЕНА. Она была и остается во всех цирках мира одинаковой - 42 ярда!

В нашей системе образования тоже есть неизменное ядро - это учитель, идущий с учебником навстречу своему ученику!

Остается только надеяться и ждать широкомасштабной реформы системы

образования, которая впитает в себя все лучшее, накопленное предыдущими поколениями.

_____________________

👀А может быть не ждать, а начать активно вносить свой вклад в обновление системы? Дерзайте, коллеги, присоединяйтесь!

Образовательное онлайн-пространство ждет Вас! Мы Вас ждем!