Люди имеют разные представления о вокале. Не каждый может понять тонкую сложную, но в то же время лёгкую технологию пения. Основа технологии как правило одна, а дальше идут нюансы.
На начальной стадии развития своих певческих навыков бывает большое количество сложностей и даже полное смятение. И с ними нужно либо мириться и сглаживать потихоньку, либо настойчиво добиваться правильного звука здесь и сейчас. Каждому свое.
Существуют и такие ситуации, в которых петь совсем не получается. Самооценка певца падает, руки опускаются. Кажется, что уже ничего не исправить, что все, что можно было, уже сделано. И на самом деле, петь действительно не надо. Нужно переосмыслить все, что ты делаешь. Не насильно и навязчиво, а созидательно. Вспомнить о своем отношении к данному произведению. В первую очередь пересмотреть именно это, потому что когда много раз пытаешься и ничего не выходит, обычно начинает надоедать музыка, которую поешь.
Но... Вспомни, каково место данной арии или романса? Какой у него настрой? Что оно пробуждает? Каков сюжет? Это поможет избавиться от напряжения, посмотреть на произведение с ракурса театральных красок, а не с ракурса вечных зажимов голоса, срывов и т. д. То есть не с точки зрения вокальной техники.
Иногда ошибки могут быть из-за боязни своего голоса. Из-за некой музыкальной неуверенности. Допустим, когда ты поешь в наушниках и себя не слышишь тебе гораздо удобнее и свободнее петь. Ты можешь петь уверенней, с разной динамикой. Да, возможно, это на деле звучит не так, как хотелось бы, но это звучит лучше, чем когда ты слышишь себя, пугаешься и "зарываешь себя в землю с головой".
Пение в состоянии психологического покоя это, я считаю, хороший опыт и даже то, к чему нужно стремиться.
Но мы не можем вечно петь в наушниках дома. Нам нужны сцены, нам нужны зрители и... Конечно нам нужно принятия себя и своего голоса.
Это сложно. Особенно на ранних стадиях обучения. Особенно когда рядом множество других учеников или студентов, у которых, кажется, получается в разы лучше. Но у каждого есть свои ошибки. И что не выходит у них, для тебя не проблема. У каждого певца свой тембр, свои краски в голосе и тебе нужно искать то, что тебе нравится в своем голосе, в первую очередь, идти к этому, идти к лёгкости через преграды.
Академический вокал - это огромные просторы степи, луга, усеянные полевыми цветами, исполинские снежные покровы, бирюзовые морские глубины. Для меня, это всегда что-то масштабное, в каком бы жанре не находилось. Крупный, красивый, но лёгкий, летящий звук. Когда я пою, обычно представляю будто я под водой и гляжу на солнечный свет, сквозь мелкие голубые волны. Это помогает мне расслабиться там, где нужно, но держать себя в тонусе, быть собранной, как жёлтая точка солнца над водой.
Но, это касается отработки техники. Когда этот этап завершается нужно продумывать смысл, образ более глубже. Я стараюсь искать какие-то похожие на сюжет произведения ситуации из жизни. Или же ставить себя на место поющей героини, визуализируя ситуацию. Если это ария и у нее есть конкретная персона со своим характером и отношением к происходящему, нужно конкретно влезать в шкуру другого человека. В романсе уже свободней, можно добавить какие-то свои эмоции и свое отношение к повествуемому сюжету.
Эмоция очень весомый критерий, он влияет на качество исполнения и в плане театральности, и в плане техники. Она должна быть показана в правильной концентрации. Элементарно, зритель не должен зевать, но и не должен быть напуган). Надо заранее перед исполнением настраиваться на нужные эмоции и конечно же думать о них во время исполнения.
О технике, я думаю, смысла думать особо нет, так как, обычно выступают, чтобы показать уже наработанный результат. А вот актерское мастерство лучше всего тренируется на сцене.
Многие из-за переизбытка эмоций или из-за ассоциаций с техникой начинают яро двигать руками, из-за чего выступление выглядит нелепо и его некомфортно смотреть. Это нужно контролировать. Если это происходит из-за переизбытка эмоций нужно немного успокоиться, хорошо взять дыхание и продолжить уже более легко. Если это из-за ассоциаций с техникой, нужно просто контролировать себя во время занятий и обязательно перенастроить свой мозг на то, чтобы ваша техника была внутри вас.
Я вообще за то, чтобы не использовать никакие внешние методы, а все строить на ощущениях и картинах в голове, но это сложновато. Конечно, даже в обычной жизни, то, что материально воспринимается и понимается легче.
Тем не менее, движение на сцене всегда должно быть уместно.
Но об этом всем не может идти и речи если у тебя на сцене начинается мандраж. Как правило, если ты боишься и пытаешься сыграть какую-либо эмоцию, волнение нарастает и все начинает валиться. Если начинаешь двигать руками, они начинают дрожать и хочется прижать их к платью. Ком в горле мешает петь и прочие неприятные вещи. Нам это конечно не нужно. Мы любим и хотим петь без психологического напряжения, петь в свое удовольствие и в удовольствие зрителей.
Здесь нужно спросить у себя чего вы именно боитесь. Либо вы боитесь себя и своего голоса, боитесь, что не справитесь с поставленными задачами или споете хуже чем в классе.
Но, вам не нужно отмечать галочками то, что вы сделали и что не сделали во время выступления. Потом, да, можно анализировать, но когда вы стоите на сцене, будьте добры, думайте о чем поёте. Острая реакция на только что сделанную ошибку во время выступления может сыграть с вами злую шутку. Кто-то подумает о том, что дальше нужно сделать лучше, но в большинстве случаев, особенно на ранних этапах обучения, люди просто пугаются своей ошибке и "падают в обморок" пуская все на самотёк. То есть если вы боитесь ошибаться то вас это должно только закалять и подначивать на старания, а не отнимать у вас дар речи. Вы должны анализировать:" Я плохо сделал там, но здесь вышло прекрасно."
Что касается боязни выступать на публику, тут уже совсем другой вопрос. Артист выступает для зрителей и для себя. Зрителям он рассказывает историю, как и себе. Я думаю, чтобы выйти из этого мучительного состояния страха нужно вначале вести диалог с собой. Особенно если вам наедине с собой комфортнее, чем с другими людьми. Представьте что вы одни. Включите воображение, представьте, что вы одни в пустом зале с хорошей акустикой решили просто попеть, поизображать немного того, кем вы хотите стать.
Затем, когда вам стало более комфортно, найдите уже в реальном зале знакомое лицо. Лучше очень близкого вам человека, который вас понимает и поддерживает. Если его нет в зале, его тоже можно представить. Представьте, что вы с ним наедине и поете вы именно ему. Это уже немного сложнее, но нужно двигаться дальше.
Практически обнажить свою душу перед залом это, конечно, очень сложно. Есть люди, которые очень хорошо дружат со сценой и зрителями, но если это не про вас, то это не значит, что вам можно закрыть в яму поглубже все свои желания и стремления.