Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

ДОРОГАЯ: мода и стиль свингующего Лондона 60-х

Оглавление

Образы, музыка, мода и стиль свингующего Лондона к 55-летию со дня премьеры британского фильма «Дорогая» с Джули Кристи

Премьера в Москве

Ровно 55 лет назад, 15 июля 1965 года, фильм «Дорогая» британского режиссера Джона Шлезингера показали в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. К сожалению для Шлезингера и к счастью для других режиссеров (другие – это Сергей Бондарчук и Золтан Фабри) картина не получила гран-при, уступив «Войне и миру» и венгерскому фильму «Двадцать часов».

Однако международное жюри ММКФ отметило актрису Джули Кристи призом за лучшую женскую роль (вместе с Людмилой Савельевой за роль Наташи Ростовой), а чуть позже «Дорогая» завоевала еще ряд почетных премий (например, 3 «Оскара»).

Если вы не смотрели этот фильм, то посмотрите его немедленно! Ну, а если видели, то и сами понимаете, что пересмотреть, безусловно, стоит 😉

После благотворительного бала. Джули Кристи и Лоуренс Харви в фильме «Дорогая»
После благотворительного бала. Джули Кристи и Лоуренс Харви в фильме «Дорогая»

О чем этот фильм

Диана Скотт (Джули Кристи) – это идеальная женщина, ради которой журналист-интеллектуал Роберт Голд (Дирк Богард) готов бросить жену и детей, а итальянский герцог (Хосе Луис де Вильялонга) – поделиться с ней своим почетным титулом.

Фотомодель Диана Скотт, идеальная женщина. Джули Кристи в фильме «Дорогая»
Фотомодель Диана Скотт, идеальная женщина. Джули Кристи в фильме «Дорогая»

Она снимается в рекламе и жутких фильмах категории B, посещает и сама устраивает богемные вечеринки, сводит с ума, обманывает и интригует, разочаровывает, разочаровывается и очень скучает. В общем, ищет себя, но как тут найдешь, когда вокруг свингующий Лондон и безумная толпа, все модные, богатые и знаменитые, а внутри – вселенские амбиции и простые девичьи страхи.

Перекличка образов

Диана встречает Майлза, который знает всё о блестящей карьере: на эту роль пригласили англичанина-литовца Лоуренса Харви, который в 1959 уже сыграл честолюбца в классическом фильме «Путь наверх».

Лоуренс Харви в фильме «Дорогая»
Лоуренс Харви в фильме «Дорогая»

Вообще «Дорогая» – это такая точка сборки, где прошлое перекликается с будущим. Образ Дианы продолжает роль Джули Кристи в предыдущем фильме Шлезингера «Билли-лжец»: там провинциальная девушка все-таки порывает с традициями и устремляется в большой город, вперед к свободе и независимости.

Джули Кристи в фильме «Дорогая»
Джули Кристи в фильме «Дорогая»

Образ Роберта, ныне журналиста на телевидении, а в ближайшем будущем – университетского преподавателя и писателя, будет вскоре продолжен Лукино Висконти в фильме «Смерть в Венеции» (да, в этом фильме показан композитор, но в оригинальной новелле Томаса Манна персонаж Густава фон Ашенбаха был именно писателем).

Дирк Богард. Кадр из фильма «Дорогая»
Дирк Богард. Кадр из фильма «Дорогая»

Свингующие шестидесятые: мода, саунд, дизайн

На момент съемок Лондон был, наверное, самым причудливым городом на планете Земля: здесь носили мини-юбки, безумные прически и дикий макияж, слушали рок-н-ролл и пускались во все тяжкие. Известна цитата еще одной замечательной Дианы – редактора Vogue и Harper’s Bazaar Дианы Вриланд:

«Лондон – это самый свингующий город в мире на данный момент».

Это было сказано в 1965 году применительно ко всему тому, что происходило на подиумах, в галереях, на улицах и на вечеринках.

Мода 60-х: яркие цвета, мини и Твигги
Мода 60-х: яркие цвета, мини и Твигги

Но…

«Дорогая» гораздо глубже и тоньше этого «свинга», который не являлся свингом вовсе. Режиссер Джон Шлезингер не мог не осознавать всю пустоту этого гламурного мира и всю зыбкость этого мимолетного счастья. В фильме почти нет рок-н-ролльной музыки, которая в те годы звучала примерно из каждого утюга. Напротив, здесь звучит деликатный джаз Джонни Данкворта и голос его жены, отличной певицы Клео Лейн.


В своих воспоминаниях Данкворт писал:

«Шлезингер был увлеченным меломаном и беспокоился о том, чтобы саундтрек отличался от модных в те годы сочинений для кино, которые просто отражали вкусы своего времени в популярной музыке».

Саундтрек получился намного разнообразнее всего того, что мы привыкли слышать в кино: здесь вам и хор, и банджо, и орган, и вокал, и симфонический оркестр.


Костюмы для фильма придумала замечательная
Джули Харрис, которая работала, например, над образами в фильмах про Джеймса Бонда. Она могла просто нарядить героиню Джули Кристи во что-нибудь от кутюр. Но у Джули Кристи был свой стиль, поэтому в кадре мы видим одежду, которую покупала сама актриса.

Причем отправлялась она за покупками не к ультрамодной Мэри Куант, а к более сдержанной Барбаре Хуланики в ее бутик Biba, чье главное отличие – более доступная и менее кричащая одежда для повседневной жизни.

Бутик Biba как символ свингующего Лондона
Бутик Biba как символ свингующего Лондона

Интерьеры тоже далеки от вырвиглазного дизайна, которым славятся многие фильмы той эпохи. Здесь вы не найдете дизайна ради дизайна, а увидите вполне человеческие интерьеры с камином, обоями в цветочек, пишущей машинкой и обязательным зеркалом, в которое герои вглядываются, словно пытаясь разглядеть что-то свое.

Эту великую иллюзию – казаться, но не быть – отмечают не только зеркала в квартире, но и сама по себе перемена мест: улицы Лондона на самом деле снимали не в свингующем Лондоне, а в Бристоле. То есть и город – не Лондон, и любовь – не любовь, и устремления легковесны, и отношения поверхностны, и будущее героев туманно.

Увы, на протяжении многих лет «Дорогая» воспринималась некоторыми критиками исключительно как банальная мелодрама из жизни среднего класса: саундтрек выходил одним сборником с музыкой к «Казанове» и «Браку по-итальянски», а из британских фильмов проводились параллели максимум с каким-нибудь «Алфи». Но «Дорогая» – это гораздо более серьезный фильм, который требует к себе вдумчивого отношения.

Цветочки, книжки, отношения. Кадр из фильма «Дорогая»
Цветочки, книжки, отношения. Кадр из фильма «Дорогая»

Награды и премии

И раз уж я начала с фестивалей и премий, то премиями и закончу. Среди них:

  • «Оскар» за лучшую женскую роль (Джули Кристи)
  • «Оскар» за лучший сценарий (Фредерик Рафаэль, также автор сценариев к фильмам «Двое на дороге» с Одри Хепберн и «Вдали от безумной толпы» тоже Шлезингера и тоже с Джули Кристи)
  • «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам (Джули Харрис)
  • BAFTA за лучшую работу художника-постановщика (Рэй Симм, также дизайнер декораций в фильмах «Билли-лжец» и «Соломенные псы»)
Диана и Роберт обманывают своих супругов. Кадр из фильма «Дорогая»
Диана и Роберт обманывают своих супругов. Кадр из фильма «Дорогая»

Напоследок процитирую кинокритика из Village Voice Эндрю Сарриса, который в 1965 году написал следующее:

«Что-то от Дианы Скотт есть в каждой современной женщине, которая размышляет о смысле своего существования».


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал 💡