Образы, музыка, мода и стиль свингующего Лондона к 55-летию со дня премьеры британского фильма «Дорогая» с Джули Кристи
Премьера в Москве
Ровно 55 лет назад, 15 июля 1965 года, фильм «Дорогая» британского режиссера Джона Шлезингера показали в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. К сожалению для Шлезингера и к счастью для других режиссеров (другие – это Сергей Бондарчук и Золтан Фабри) картина не получила гран-при, уступив «Войне и миру» и венгерскому фильму «Двадцать часов».
Однако международное жюри ММКФ отметило актрису Джули Кристи призом за лучшую женскую роль (вместе с Людмилой Савельевой за роль Наташи Ростовой), а чуть позже «Дорогая» завоевала еще ряд почетных премий (например, 3 «Оскара»).
Если вы не смотрели этот фильм, то посмотрите его немедленно! Ну, а если видели, то и сами понимаете, что пересмотреть, безусловно, стоит 😉
О чем этот фильм
Диана Скотт (Джули Кристи) – это идеальная женщина, ради которой журналист-интеллектуал Роберт Голд (Дирк Богард) готов бросить жену и детей, а итальянский герцог (Хосе Луис де Вильялонга) – поделиться с ней своим почетным титулом.
Она снимается в рекламе и жутких фильмах категории B, посещает и сама устраивает богемные вечеринки, сводит с ума, обманывает и интригует, разочаровывает, разочаровывается и очень скучает. В общем, ищет себя, но как тут найдешь, когда вокруг свингующий Лондон и безумная толпа, все модные, богатые и знаменитые, а внутри – вселенские амбиции и простые девичьи страхи.
Перекличка образов
Диана встречает Майлза, который знает всё о блестящей карьере: на эту роль пригласили англичанина-литовца Лоуренса Харви, который в 1959 уже сыграл честолюбца в классическом фильме «Путь наверх».
Вообще «Дорогая» – это такая точка сборки, где прошлое перекликается с будущим. Образ Дианы продолжает роль Джули Кристи в предыдущем фильме Шлезингера «Билли-лжец»: там провинциальная девушка все-таки порывает с традициями и устремляется в большой город, вперед к свободе и независимости.
Образ Роберта, ныне журналиста на телевидении, а в ближайшем будущем – университетского преподавателя и писателя, будет вскоре продолжен Лукино Висконти в фильме «Смерть в Венеции» (да, в этом фильме показан композитор, но в оригинальной новелле Томаса Манна персонаж Густава фон Ашенбаха был именно писателем).
Свингующие шестидесятые: мода, саунд, дизайн
На момент съемок Лондон был, наверное, самым причудливым городом на планете Земля: здесь носили мини-юбки, безумные прически и дикий макияж, слушали рок-н-ролл и пускались во все тяжкие. Известна цитата еще одной замечательной Дианы – редактора Vogue и Harper’s Bazaar Дианы Вриланд:
«Лондон – это самый свингующий город в мире на данный момент».
Это было сказано в 1965 году применительно ко всему тому, что происходило на подиумах, в галереях, на улицах и на вечеринках.
Но…
«Дорогая» гораздо глубже и тоньше этого «свинга», который не являлся свингом вовсе. Режиссер Джон Шлезингер не мог не осознавать всю пустоту этого гламурного мира и всю зыбкость этого мимолетного счастья. В фильме почти нет рок-н-ролльной музыки, которая в те годы звучала примерно из каждого утюга. Напротив, здесь звучит деликатный джаз Джонни Данкворта и голос его жены, отличной певицы Клео Лейн.
В своих воспоминаниях Данкворт писал:
«Шлезингер был увлеченным меломаном и беспокоился о том, чтобы саундтрек отличался от модных в те годы сочинений для кино, которые просто отражали вкусы своего времени в популярной музыке».
Саундтрек получился намного разнообразнее всего того, что мы привыкли слышать в кино: здесь вам и хор, и банджо, и орган, и вокал, и симфонический оркестр.
Костюмы для фильма придумала замечательная Джули Харрис, которая работала, например, над образами в фильмах про Джеймса Бонда. Она могла просто нарядить героиню Джули Кристи во что-нибудь от кутюр. Но у Джули Кристи был свой стиль, поэтому в кадре мы видим одежду, которую покупала сама актриса.
Причем отправлялась она за покупками не к ультрамодной Мэри Куант, а к более сдержанной Барбаре Хуланики в ее бутик Biba, чье главное отличие – более доступная и менее кричащая одежда для повседневной жизни.
Интерьеры тоже далеки от вырвиглазного дизайна, которым славятся многие фильмы той эпохи. Здесь вы не найдете дизайна ради дизайна, а увидите вполне человеческие интерьеры с камином, обоями в цветочек, пишущей машинкой и обязательным зеркалом, в которое герои вглядываются, словно пытаясь разглядеть что-то свое.
Эту великую иллюзию – казаться, но не быть – отмечают не только зеркала в квартире, но и сама по себе перемена мест: улицы Лондона на самом деле снимали не в свингующем Лондоне, а в Бристоле. То есть и город – не Лондон, и любовь – не любовь, и устремления легковесны, и отношения поверхностны, и будущее героев туманно.
Увы, на протяжении многих лет «Дорогая» воспринималась некоторыми критиками исключительно как банальная мелодрама из жизни среднего класса: саундтрек выходил одним сборником с музыкой к «Казанове» и «Браку по-итальянски», а из британских фильмов проводились параллели максимум с каким-нибудь «Алфи». Но «Дорогая» – это гораздо более серьезный фильм, который требует к себе вдумчивого отношения.
Награды и премии
И раз уж я начала с фестивалей и премий, то премиями и закончу. Среди них:
- «Оскар» за лучшую женскую роль (Джули Кристи)
- «Оскар» за лучший сценарий (Фредерик Рафаэль, также автор сценариев к фильмам «Двое на дороге» с Одри Хепберн и «Вдали от безумной толпы» тоже Шлезингера и тоже с Джули Кристи)
- «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам (Джули Харрис)
- BAFTA за лучшую работу художника-постановщика (Рэй Симм, также дизайнер декораций в фильмах «Билли-лжец» и «Соломенные псы»)
Напоследок процитирую кинокритика из Village Voice Эндрю Сарриса, который в 1965 году написал следующее:
«Что-то от Дианы Скотт есть в каждой современной женщине, которая размышляет о смысле своего существования».
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡