Востребованным на рынке и успешным в продвижении по карьерной лестнице специалиста делают его уникальные качества и навыки. Каковы они в условиях изменчивого мира и как построить свою карьеру на госслужбе и стать специалистом топ-уровня, рассказал стажерам столичного правительства проректор по повышению квалификации Университета Правительства Москвы, эксперт по обучению и развитию персонала Сергей Журихин.
Москва — город, конкурирующий с глобальными агломерациями, динамично развивающаяся система, к изменениям в которой следует адаптироваться, чтобы быть востребованным специалистом.
В нашем городе и во всем мире уже сейчас на изменения внутри мегаполиса и различных компаний и команд влияют: содержание и организация труда, образовательный и культурный уровень, макроэкономические факторы, многочисленные кризисы и бедствия, рост цены труда и при этом личностных запросов к трудовой деятельности, переход от контроля за сотрудником к самоконтролю и дисциплине.
Современный мир можно охарактеризовать известной моделью VUCA:
- V — volatility — нестабильность. Мир меняется быстро и непредсказуемо, а на основе сегодняшних изменений нельзя предсказать будущую ситуацию или планировать действия.
- U — uncertainty — неопределенность. Мы не способны знать всё, результат многих процессов непредсказуем, и высока вероятность внезапных событий с сильным эффектом.
- C — complexity — сложность. Множество сложных для понимания факторов, причин и следствий сегодня складываются в вызовы и вопросы. Наша среда сегодня — сосредоточение разнообразных движущих сил, хаос и путаница.
- A — ambiguity — неоднозначность. Сейчас сложно ответить на вопросы: кто, что, когда и почему. Часто контекстные подсказки недостаточны для выяснения смысла, и создаются многочисленные интерпретации.
9 трендов неизбежного будущего:
- Дружба с роботами. С 2013 года инвестиции в искусственный интеллект ежегодно растут на 70%. Помощником в самых разных сферах становится дешевый и надежный цифровой ум промышленного типа. Сейчас нам нужно не соревноваться с роботами, а сотрудничать с ними.
- Спрос на то, что не копируется. Интеллектуальные продукты сейчас распространяются хаотично и бесплатно, из-за массовости теряется их ценность. Уже сегодня пользователи ждут незамедлительности в выпуске продукта, персонализации, объяснений и инструкций к сложному продукту, аутентичности и офлайн-формата мероприятий.
- Быстрое считывание информации. Нас везде окружает контент. Это развивает быстрое восприятие слов и воображение.
- Главное — не владение, а доступ. Почему? Сегодня товары превращаются в услуги, происходит постоянное обновление вещей, и интернет-платформы становятся многовекторными, многофункциональными.
- Минимум приватности. Каждый день пользователи в соцсетях выкладывают 1,8 млрд фотографий. Никого не удивишь миллионами отзывов о ресторанах, музыке или, например, книгах. Все это доказывает: быть частью общества важнее, чем сохранить приватность.
- Максимальная интерактивность. Нас ждет: больше чувств — датчик тепла, рентгеновское зрение, распознавание молекул; больше близости — разработка нейрокомпьютерных интерфейсов, с помощью которых человек может управлять компьютером силой мысли; больше погружения — благодаря технологиям мы сможем попасть в любые места, где физически находиться невозможно: например, на другую планету или в другой век.
- Популярность синтеза форматов. Например, пока вы будете фотографировать пейзаж, смартфон найдет вам текст об истории этого места.
- Фильтры для персонализации контента и услуг.
- Ни дня без вопросов. Мы можем получить любую информацию бесплатно и быстро.
Несмотря на автоматизацию и роботизацию процессов, люди по-прежнему перспективнее машин. Почему? Мы можем работать с исключениями и неопределенностями, обладаем эмпатией, имеем волю и энергию даже в решении труднейших задач, умеем обобщать информацию при работе с разрозненными типами объектов и так далее.
Но и расслабляться не стоит! В ближайшем будущем, чтобы быть и оставаться компетентным специалистом, необходимо уметь:
- Определять проблему самостоятельно, без внешнего сопровождения.
- Задавать сложные вопросы, которые в том числе опровергают существующие представления.
- Работать с данными и формировать их в осмысленные массивы из нерегулярных и больших объемов информации.
- Работать в команде.
- Работать в одиночку.
- Убеждать других.
- Понимать, о чем думают, чего хотят и боятся ваши собеседники, партнеры и конкуренты. Убеждать их: то, что вы говорите или делаете, является ценностью и для них тоже.
- Концептуализировать и реорганизовывать информацию.
- Обсуждать идеи и понимать возможность их применения.
- Уметь применять индукцию, дедукцию и законы диалектики.