Русские художницы начала XX века, грудью проложившие дорогу искусству

137 прочитали

Женское искусство ХХ века ассоциируется в основном с именами "амазонок русского авангарда" и более поздними представительницами так называемого феминистского искусства. Знаем мы так же и женщин-скульпторов, сюрреалисток, акционисток. Но русская школа начала ХХ века подарила нам несколько имен, увы, забытых сегодня, которые еще до революции ломали патриархальных представлений о том, какие профессии приличны для дамы, и были первоклассными художницами.

Ольга Делла-Вос-Кардовская (1875 - 1952)

Автопортрет, 1916
Автопортрет, 1916

Ольга Делла-Вос-Кардовская родилась в 1875 году в городе Чернигов в семье статского советника Людвига Карловича Делла-Воса. Первоначальное образование получила, как тогда было принято, в женской гимназии. Но уже с четырнадцати лет она начала брать уроки у художника Шрейдера, который оказал огромное влияние на становление Ольги как художницы. Именно он настоял на экзамене в Петербургскую Академию Художеств.

Портрет Анны Ахматовой
Портрет Анны Ахматовой

Экзамен проходил примечательно. Присутствовавшие на экзамене мужчины (а их было значительное большинство) сначала неодобрительно косились на робкую Ольгу. Когда же принимающий экзамен Илья Репин поощрительно отозвался об экзаменационном этюде, выполненном Ольгой, ученики повскакали с мест и принялись поздравлять счастливицу. Успех был действительно велик: из 25 экзаменовавшихся женщин была принята только она одна.

Молодые колхозники. Эскиз почтовой карточки. Начало 1930-х гг.
Молодые колхозники. Эскиз почтовой карточки. Начало 1930-х гг.

Ольга приняла революцию (а революция приняла Ольгу) и с 1918 года Делла-Вос-Кардовская вместе с мужем безвыездно жили в Переславле-Залесском, где вели большую культурно-просветительную и художественно-педагогическую работу. Здесь же в Переславле-Залесском художница провела весь период Великой Отечественной войны.

Анна Остроумова-Лебедева (1871 - 1955)

Анна Петровна Остроумова (вторую часть фамилии она взяла после замужества с академиком Лебедевым, создателем синтетического каучука) родилась в Санкт-Петербурге. И посвятила этому городу значительную часть своего творчества. Приверженица ксилографии, она воспела красоты и характер имперской столицы.

«Петербург, Мойка», 1912 год
«Петербург, Мойка», 1912 год

Художественное образование получила в Академии художеств, куда лишь незадолго перед тем начали принимать женщин. В начала своей карьеры Анна Остроумова-Лебедева делала гравюры с рисунков друзей, изображала натурщиц, делала небольшие пейзажи. Озарение пришло к ней летом 1901 года, которое она вместе с родителями и сестрами проводила в Павловске. Здесь Остроумова поняла: ее призвание — архитектурный пейзаж. По возвращении в Санкт-Петербург она обратила внимание на местные достопримечательности - набережные Невы, Фонтанки и Мойки, прославленный Цепной мост, Биржа, Ростральная колонна, Новая Голландия. Анна Петровна гравировала черным по белому, тонкими штрихами намечая облака.

«Нева сквозь колонны Биржи»
«Нева сквозь колонны Биржи»

Постепенно творчество А.П. Остроумовой­-Лебедевой стало узнаваемым. Художница до конца жизни сохраняла она верность своему герою — Санкт-­Петербургу.

Маревна (1892 - 1984)

Женщина и животные, 1966
Женщина и животные, 1966

Сказочное имя Маревна 19-летней урожденной Марии Брониславовне Воробьевой-Стебельской придумал Максим Горький, с которым девушка познакомилась на Капри, когда путешествовала по Италии. До этого момента за ее плечами остались Чебоксары, где она родилась, Тифлис, в котором окончила художественную школу. Но настоящая художественная жизнь началась у нее только с переездом в Париж, где она поселилась в цитадели художников на Монпарнасе.

Автопортрет
Автопортрет

Маревна писала картины в духе своеобразно переосмысленного кубизма. Затем перешла на пуантилизм и применяла комбинации геометрических линий для подчеркивания внутренней композиционной структуры картины. Когда денег на жизнь не хватало, занималась ручным ткачеством, изготавливала пояса и ткани на грузинские мотивы, работала для кутюрье Поля Пуаре и Дома моды Юсуповых «ИрФе». Родила дочь от мексиканского художника Диего Риверы (того самого, будущего мужа Фриды Кало).

Марика с ее собаками и котом, 1968
Марика с ее собаками и котом, 1968

Главный персонаж картин Маревны - красивая и сильная женщина, почти в обязательном окружении животных, что призвано отражать мистическую полу-дикую сущность женской природы.

Рекомендую также:

Аналогичная статья про XIX век