Найти в Дзене
Историческое оружиеведение

"Лапирная школа": зачем русских солдат учили фехтовать рапирой в XIX веке

Фехтование рапирой.
Фехтование рапирой.

Для многих современных любителей холодного оружия и фехтования оказался неизвестным тот факт, что русских солдат учили фехтовать рапирой. Причем не только кавалеристов, где знание правил рапирного фехтования могло так или иначе пригодиться при освоении сабли или палаша, но и пехотинцев. Однако, это исторический факт. Практика эта зародилась в 30-е годы XIX века, когда русская армия, отвоевав с Наполеоном, всерьез взялась за изучение фехтования и, по старинной русской традиции, занялась этим с истинно русским фанатизмом и, опять же как обычно, с неясными результатами.

Впрочем, следует сразу сказать, что "рапира", которой фехтовали в частях русской армии не имела ничего общего с тем оружием, которое называлось рапирой в Европе (rapier), а представляла собой то, что в Европе называлось "флерет" (fleuret). К. Тернан в своем пособии "Фехтование на рапирах", изданном в 1913 году, писал:

"рапира, по-французски rapiére, совсем не то, что называется по-французски fleuret. Ее клинок и рукоятка совершенно другой формы, но так как в России принято называть это оружие рапирою, то мы придерживаемся этой терминологии".
Рапира (флерет) из коллекции Эрмитажа.
Рапира (флерет) из коллекции Эрмитажа.

Как представляется, рапиру (флерет) в русскую армию принесли европейские учителя фехтования. Считалось, что умение фехтовать рапирой способствует лучшему усвоению фехтования саблей или палашом, а потому офицеры и унтер-офицеры, которые должны были заниматься обучением солдат фехтованию, должны были быть знакомы с рапирой. Требование учить инструкторов фехтования владеть рапирой прямо предписывалось в "Правилах для обучения фехтованию в кавалерии", высочайше утвержденных в 1861 году:

"Как фехтование на рапирах дает полное основательное понятие об искусстве владеть всяким холодным оружием и придает много ловкости бойцу, то офицерам-инструкторам этого искусства необходимо уметь фехтовать на рапирах и должно даже стараться обучать рапирному бою помощников учителей из унтер-офицеров; тогда обучение пойдет успешнее, правильнее и основательнее".

Не остановившись на кавалеристах и инструкторах, рапира попала и в руки пехотинцев и солдат: она стала использоваться и при обучении солдат пехотных полков. При этом, очевидно, командование исходило из той же посылки: обученный фехтовать рапирой солдат лучше и быстрее освоит фехтование штыком ("Как фехтование на рапирах дает полное основательное понятие об искусстве владеть всяким холодным оружием и придает много ловкости бойцу"). Об этом (об обучении пехотинцев владению рапирой) в частности, пишет С. Гулевич в "Истории Лейб-Гвардии Финляндского полка", изданной в 1906 году. Говоря о том, что фехтование в их полку было введено только в 1816 году с с появлением в Петербурге фехтовальной школы известного фехтмастера Вальвиля, он пишет:

"Первоначально фехтованию обучались лишь по два нижних чина с каждого полка; это происходило в фехтовальной школе майора Вальвиля. С 1834 года обучение фехтованию было усилено: из каждого батальона полк должен был посылать по два рядовых в гвардейскую фехтовальную школу, где они обучались фехтованию на рапирах и рубке саблями; занятия эти продолжались по два часа три раза в неделю".

Позже в казармах Финляндского полка (следует напомнить, что полк был пехотным) была создана специальная фехтовальная команда, в которую посылались нижние чины из других гвардейских полков. В ней обучали не только штыковому бою, но и фехтованию на рапирах, поэтому солдаты называли команду "лапирной".

Фехтование рапирами.
Фехтование рапирами.

Слова С. Гулевича подтверждает и генерал А. Киреев, который в статье "Пика в германской кавалерии", опубликованной в журнале "Разведчик" в 1893 году, вспоминая о том, насколько модным стало фехтование в русской армии сразу после наполеоновских войн, писал:

"В пехоте, например, (говорю собственно о Петербургском гарнизоне) даже все (!!!! - ИО) рядовые не только выучились владеть штыком, но делали приемы и рапирой".

Однако, не следует думать, что "делание приемов рапирой" было распространено во всей русской армии. С обучением фехтованию, как сабельному, так и штыковому, в ее частях было, как сейчас пишут "все сложно". Даже если не брать в расчет, что занятия фехтованием (еще раз подчеркну, как сабельным, так и штыковым) определялись в первую очередь модой, которая вспыхивала, как правило, после крупных войн (как, например, после войн с Наполеоном или после поражения в Крымской войне), и затухала спустя пять, максимум десять лет, следует иметь в виду, что даже на пиках этой моды в огромной русской армии хронически не хватало квалифицированных инструкторов фехтования (не случайно А. Киреев упоминает о фехтовании рапирой применительно к Петербургскому гарнизону, т.е. говорит о гвардейских частях в первую очередь). Более или менее справиться с этой проблемой удалось только в самом начале ХХ века, когда значение холодного оружия на поле боя уже приблизилось к нулю.

Как казаков учили фехтовать шашкой, можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!