Едва ли кто-то выразит сомнение в том, что советский кинематограф подарил нам огромное количество великих фильмов о войне. Но европейцам тоже нашлось, что сказать. Примером тому — эти замечательные картины.
«Рим — открытый город» (1945)
«Roma, citta aperta»
Этот фильм Роберто Росселини, выигравший Гран-при Каннского кинофестиваля, стал отправной точкой в истории послевоенного кинематографа Италии. Спустя три года эстафету принял Витторио де Сика, ошарашивший зрителей всего мира своей культовой драмой «Похитители велосипедов». Но начался итальянский неореализм именно с картины «Рим — открытый город».
Некоторые сцены этого фильма невыносимо тяжелы, но он скорее жёсткий, чем жестокий. Используя в качестве декораций улицы послевоенного Рима, Роберто Росселини создал настоящую оду мужеству.
«Разрушители плотин» (1955)
«The Dum Busters»
Фильм рассказывает о создании инженером Барнсом Уоллисом бомбы, прыгающей по водной поверхности. С её помощью в мае 1943-го года Королевские ВВС две стратегически важные для Германии плотины в Рурской области.
Учитывая тот факт, что фильм был снят в 1955-м году, стоит отметить довольно впечатляющие спецэффекты. Любопытно, что на момент съёмок большая часть материалов по операции Chastise была засекречена. Несмотря на это, режиссёр Майкл Андерсон сумел довольно правдоподобно воссоздать события на экране.
«Последнее метро» (1980)
«Le Dernier Metro»
Фильм повествует о том, как немецкая оккупация сказалась на жизни представителей театрального мира Парижа. Картина представляет собой спектакль, разворачивающийся внутри другого спектакля. Персонажи вынуждены отыгрывать роли не только на сцене, но и в жизни. И лишь иногда за масками можно разглядеть их настоящие лица.
У Франсуа Трюфо получился великолепный фильм о «тихом сопротивлении». В нём не вырываются поезда, но решаются непростые нравственные вопросы. «Последнее метро» — тонкая, ироничная и очень красивая картина.
«Лодка» (1981)
«Das Boot»
Этот немецкий фильм пропитан антивоенными настроениями. Он настолько реалистичен, что напоминает документальное кино. Но настолько тяжёл, что всё происходящее кажется абсолютно невозможным.
Война в этом фильме показана глазами немецких подводников, переживших ад в Атлантическом океане. Вы не увидите бравых моряков, готовых с воодушевлением сражаться и умереть за фюрера. Но сквозь экран почувствуете презрение, которые испытывают к войне люди, оказавшиеся вдали от дома и каждую минуту находящиеся на грани жизни и смерти.
«Большая прогулка» (1966)
«La Grande Vadrouille»
В 1966-м году воспоминания о войне и нацистской оккупации ещё не успели окончательно зажить, а Жерар Ури не придумал ничего лучше, кроме как снять уморительную комедию.
В итоге получился один из лучших военных фильмов в истории. Ури, привыкший смешить зрителя, а не шокировать его батальными сценами, сделал гениальный ход. Вместо того, чтобы столкнуть героев и злодеев в открытом бою, он развёл их по разным углам. В одном оказались порядочные люди, в другом — те, кому недокалов покоя чувство собственного превосходства. И всё сразу стало ясно. Только вспомните, насколько нелепо выглядят Луи де Фюнес и Бурвиль в нацистской форме.
Это далеко не все выдающиеся фильмы о войне, снятые в Европе. Дополняйте список в комментариях. Удачного просмотра!