Найти тему
FSTOP

Величайший российский фигурист, которого никогда не было (часть 2)

Талант, который сошел с пути

Талант у спортсмена со страстью к жизни в середине этого бурного потока, где золотые медали воспринимаются Святым Граалем, сопряжен и с преимуществами, и с недостатками. Чем сильнее конкуренция, тем сложнее работать, и тем меньше права на ошибку. Илье Климкину приходилось долго бороться с этими проблемами - он обладал огромным потенциалом, у него были все качества для успеха, но ему было трудно вырваться за пределы национальных соревнований в течение многих лет.

С своего первого появления в 90-х годах на международных соревнованиях он начал продвигать спорт вперед, и, по сути, спровоцировал революцию четверных прыжков: он первый приземлил два разных четверных прыжка в одной программе на Nebelhorn Trophy в 1999 году. На простом турнире, а не чемпионате мира! Его прыжки не были стабильными, но если удавались, то выглядели впечатляющими - резкими, с огромной высотой и пролётом, технически правильными и стремительными.

Он обладал завораживающими вращениями (на пике карьеры он был вполне сравним со Стефаном Ламбьелем), поистине кошачьей грацией и уникальным набором эелементов и связок, которые удерживали внимание аудитории от начала до конца. Его сложная и нестандартная хореография делала каждую программу маленьким произведением искусства, превращая ее из обыденного спортивного выступления в настоящую драматическую историю, разворачивающуюся на льду. Несмотря на то, что он не был самым быстрым из фигуристов, его мягкое плавное скольжение иногда создавало иллюзию того, что он плыл по льду подобно сильфу (духи воздуха в средневековой мифологии - прим. пер.).

Его катание характеризовалось чувством авангардной лирики и врожденной выразительности. Все его программы до 2004 года были выполнены в едином стиле, сочетающем в себе влияние как классического балета, так и современного танца: Климкин мог быть таинственным и экстравагантным в одной программе, трагичным и элегантным в другой, или даже комедийным в третьей, изображая куклу а-ля Нижинский. Независимо от того, как как были исполнены прыжки, эмоциональная вовлеченность, вложенная в его программы, и способность запечатлеть каждую ноту музыки своим телом давали зрителям глоток свежего воздуха и позволяли легко упускать из виду недостатки.

Можно утверждать, что Климкин опередил свое время, будучи не в состоянии должным образом использовать систему IJS во время своей конкурентной карьеры; спустя годы судейская система трансформирует фигурное катание, не только вознаграждая более рискованные, атлетически сложные выступления, но и побуждая фигуристов выполнять гораздо более сложные программы, богатые элементами и хореографией.

Не смотря на то, что он с трудом поднимался на подиум национальных соревнований, его катание с каждым годом становилось все лучше и лучше, и только нервы составляли серьезную проблему. Столкнувшись с необходимостью представлять ту же страну, что и олимпийские чемпионы Евгений Плющенко и Алексей Ягудин, он часто срывал программы на национальных и международных соревнованиях в конце 90-х и начале 00-х годов. Только в 2003 году он смог занять постоянное место в сборной России.

И Плющенко, и Ягудин стали известными с юных лет - они завоевали первые медали чемпионата мира будучи еще подростками, и впоследствии только увеличивали количество наград. У каждого из них были определенные достоинства, и оба были полны харизмы. Их ожесточенное, если не сказать жестокое, соперничество, вывело их на такой уровень, где конкурентов, кроме них самих, просто не существовало. Это позволило им оккупировать всё мужское одиночное катание с 1999 года до неожиданного ухода из спорта Ягудина в 2002 году.

Я впервые увидела Илью в 2004 году. Мне было 11 лет, и я была свидетелем того, что могло бы позднее стать него расцветом. С Алексеем Ягудиным и Александром Абтом конкуренции теперь не было, и настала его очередь наслаждаться успехом после долгого пребывания в тени. Я помню, как смотрела его фантастические программы на чемпионате Европы, и была настолько загипнотизирована необычной хореографией мои глаза буквально прилипли к экрану телевизора.

Я помню, с каким воодушевлением я ждала чемпионат мира 2004 года и насколько была счастлива его видеть. Мои большие надежды полностью рухнули через 2,30 минуты после не самого хорошего выступления. Но насколько прекрасна был остальная часть программы, даже несмотря на грубые ошибки в прыжках! Я помню, как я с нетерпением ждала произвольной программы, его возможности реабилитировать себя. Я хотела, чтобы он был счастлив, особенно после такой короткой программы. Увы, мое ожидание так и не осуществилось, равно как и надежды увидеть его снова в следующем сезоне.

Продолжение следует...

Перевод-Зоя Андреева.

Источник: https://vk.com/@fstop2020-velichaishii-rossiiskii-figurist-kotorogo-nikogda-ne-bylo-2