Найти в Дзене

Недетские детские книги

Вам не казалось странным, что самые известные сказочники писали вовсе не для детей? Ганс Христиан Андерсен страшно оскорбился бы, назови его кто-нибудь детским писателем.

Сказки братьев Гримм может считать детскими только тот, кто читал их в адаптированном виде – слишком они кровавы в оригинальном исполнении.

«Трех мушкетеров» считают классикой подростковой литературы – однако там есть откровенно недетские сцены! То же относится и к поэме, начало которой – «У лукоморья дуб зеленый…» – регулярно встречается в сборниках стихотворений для детей.

Да-да, в «Руслане и Людмиле» есть сцены и описания, которые явно относят поэму к произведениям для взрослых. А через 13 лет после ее написания Пушкин обращался к своим читателям так:

Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас…

Конечно, за 13 лет читатели могли подрасти… Но все-таки больше похоже на то, что Пушкин считал «друзей Людмилы и Руслана» вполне взрослыми.

Сказки Оскара Уайльда тоже часто относят к детским произведениям – потому что куда же еще отнести сказки? Но разве Оскар Уайльд – детский писатель? В свое время он прославился как серьезный взрослый поэт, а его единственный роман – «Портрет Дориана Грея» – был запрещен цензурой! Если для детей его сказки – занимательные истории, то у взрослых перехватывает дыхание от узнавания в них своих размышлений, знакомых ситуаций, вечных ценностей…

А бывает ли наоборот? Какие детские книги стали любимым чтением взрослых?

Первое, что приходит на ум, – «Хроники Нарнии». Повести из этого знаменитого цикла с удовольствием читают и перечитывают взрослые. Как такое возможно?

Эту тайну раскрыл сам автор. К.С. Льюис посвятил первую повесть саги – «Лев, колдунья и платяной шкаф» – своей крестнице. В посвящении он написал, что едва ли успеет закончить книгу, пока девочка еще интересуется сказками. Но однажды, когда она станет достаточно взрослой, чтобы снова полюбить сказки, эта может ей понравиться. Да-да. Так это и произошло у взрослых, которые снова и снова возвращаются в этот удивительный волшебный мир.

Детскими книгами, от которых не оторвать взрослых, прославился и Льюис Кэрролл. Историю о приключениях Алисы он начал рассказывать трем девочкам – сестрам Лидделл. Конечно же, она детская! Но, сочиняя сказку для детей, Льюис Кэрролл наполнил ее вполне «взрослыми» шутками и каламбурами. Недаром математики недоумевают, что могут понимать в «Приключениях Алисы в Стране чудес» гуманитарии, а те радуются игре слов и шуткам о Викторианской эпохе. Шахматисты читают о Зазеркалье и жалеют тех, кто не понимает шуток о шахматах. А прочие читатели совершенно не страдают от того, что чего-то не поняли, и с удовольствием перечитывают любимые книги.

Ну и, конечно же, «Маленький принц». Эту книгу Антуан де Сент-Экзюпери посвятил своему другу Леону Вертю, «когда он был маленьким». А история о рисунке, на котором взрослые видели шляпу? Конечно же, это детская книга!

Но почему же тогда взрослые снова и снова ее открывают и покупают не только детям, но и себе?..

В чем секрет этих книг? Почему они покоряют и детей, и взрослых? Почему для многих они становятся друзьями на всю жизнь?

Наверное, дело в сочетании детской сердечной чистоты и взрослой житейской мудрости. Каждый раз, читая такую книгу, мы открываем для себя что-то новое. И кажется, что книга взрослеет вместе с нами… и в то же время в любой момент может волшебным образом вернуть нас в детство.

Автор: Евгения Вьюницкая