3,8K подписчиков

Неоднозначный Караваджо: великий художник, который плохо кончил

26K прочитали

Художник настолько эпатажный, что за ним охотились наемные убийцы, а Папа Римский назначил награду за его голову. Неожиданно, правда?Но и это еще не все!

Караваджо (полное имя Микела́нджело Меризи да Карава́джо 1571-1610) принято относить к художникам 17 века, к художникам Барокко. Эпохе барокко предшествовало Возрождение, в котором творила великая троица: Леонардо, Рафаэль и Микеланджело. Она была идеализированна, мифологична и очень далека от реальной жизни Италии тех времен. Реализма, как такого, до Караваджо фактически не существовало.

Основатель реализма и бытового жанра в живописи, он первый начинает изображать настоящую простую жизнь Рима. Для его картин моделями выступают гадалки, пьяницы, бродяги и дамы легкого поведения. Караваджо удивительным образом совмещал классическую церковную живопись с бытовыми сюжетами.

Смерть Марии

Вознесение Марии, 1601 год
Вознесение Марии, 1601 год

Вплоть до 20 века догматические вопросы о смерти Марии не были решены. В классическом католичестве принято считать, что Мария была принята на небо живой. Караваджо же изображает смерть Марии без малейшего намека на вознесение. Общество, разумеется, было крайне возмущено! Как это он посмел изобразить Марию настолько земной женщиной. Она бледная, растрепанная, в естественной позе. А ее ступни?Они же просто грязные. И только тоненький, едва заметный нимб над ее головой намекает на божественность.

Караваджо изобразил не божественное вознесение, а обычные человеческие страдания от смерти близкого. Изобразил горе, как оно есть!

С чем действительно невозможно поспорить, так это с тем, что выполнена она мастерски. Рубенс, когда впервые увидел ее, был в полном восторге и мгновенно решил приобрести ее в коллекцию герцога Гонзага, у которого он тогда работал придворным художником.

Распятие святого Петра, 1601 год
Распятие святого Петра, 1601 год

Церковь постоянно попрекала его за то, что он считал, что все апостолы и святые в первую очередь люди. И у них могут быть растрепанные волосы, морщины, грязные ногти. Что святость и греховность идут рука об руку, все это рядом с нами. Чтобы было понятнее почему это вызывало всеобщее раздражение, стоит отметить, что такие работы предназначались для церквей. В которые простые жители Рима приходили и, глядя на эти картины, должны были наполнится благоговением к святым и Богу. Но как такое могло произойти, если на стенах они видели земное и привычное.

Работа Распятие святого Петра находится в церкви Санта- Мария-дель-Пополо в Риме, где ее может посмотреть любой желающий.

Караваджо писал картины без подготовительного рисунка. Это действительно показатель мастерства художника. За всю историю исследований работ Караваджо не обнаружено ни одного карандашного или угольного наброска.

Его интересовали эмоции. Ему было интересно изображать и исследовать их. Одна из интересных работ на эту тему "Мальчик, укушенный ящерицей".

Мальчик, укушенный ящерицей
Мальчик, укушенный ящерицей

Он пытается понять и изобразить, что чувствует человек внезапно ощутивший боль и удивление. Такой подход сильно отличался от принципов классического позирования, что делало его новатором, а его картины интересными и необычными.

Еще одной визитной карточкой Караваджо было изображение молодых, сладострастных юношей. Это было обусловлено двумя факторами.

Юноша с лютней, 1596 год
Юноша с лютней, 1596 год

Во-первых-сам Караваджо был представителем меньшинств, и такие сюжеты и образы были близки и возбуждали самого художника. Часто, в образе этих юношей угадываются одни и те же черты, потому что моделью часто выступал любовник художника Марио Миннити.

Музыка в то время была прелюдией, поэтому часто они изображались в образах музыкантов с инструментами, нотными тетрадями или поэтическими томиками.

Во-вторых-такие работы в те времена действительно продавались. Чаще всего их заказывали мужчины для личного пользования. Чтобы повесить в спальне или доме. Достоверно известно, что среди них были и служители церкви, кардиналы, известные люди, но все они предпочитали оставаться инкогнито и хорошо за это платили.

Музыканты, 1595 год
Музыканты, 1595 год

Что же касается изображения простых жителей Рима, то тут все просто. Они выживали как умели, а умели они обманывать.

Караваджо изображает гадалок-вечных спутниц римских улиц. На первый взгляд кажется, что она просто гадает по руке, но присмотритесь к ее пальцам. Она увлекла молодого человека рассказом, а в это время стаскивает с его пальца кольцо.

Гадалка, 1591 год
Гадалка, 1591 год

Игра в карты в Риме была довольно опасным занятием и часто заканчивалась драками, обманами и даже убийствами. Одну из таких сцен Караваджо изобразил на картине. Персонажи играют в карты. Одетый в дорогие одежды юноша рассматривает свои карты, не замечая взгляда мошенника, который сигнализирует своему сообщнику. Рука второго игрока тянется за картами, спрятанными за поясом. Нож, висящий на ремне, говорит о том, что при любой спорной ситуации его владелец без сожалений им воспользуется.

Игроки в карты(Шулеры), 1594 год
Игроки в карты(Шулеры), 1594 год

Что касается Караваджо, как яркого представителя Барокко, невозможно не обратить внимания на работу Юдифь и Олоферн.

Это довольно популярный живописный сюжет. Чаще всего Юдифь изображают уже совершившей убийство, она идет торжествуя, а служанка несет голову. Но Караваджо этого было мало! Он решил написать ее в процессе и выразить на лице все отвращение и брезгливость, сопутствующего этому действу.

Юдифь и Олоферн, 1599 год
Юдифь и Олоферн, 1599 год

Разумеется этот сюжет он взял не из головы, а интерпретировал казни, которые довольно часто проходили в Риме. Если посмотреть картину в близи(или хорошем разрешении), то можно увидеть, как анатомично написаны морщины на лице служанки, как в приступе агонии у Олоферна западает язык. От такого внимания к деталям становится даже немного жутковато. Ну а о том, как искусно написаны ткани и говорить не стоит, вы и сами все видите.

Еще один популярный сюжет Давид и Голиаф.

Тут сюжет тоже отличается от традиционного. Например, Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы изображает момент отсечения головы, момент напряжения (О потолке Сикстинской капеллы у меня есть большая статья с полным описанием всех фресок, кому интересно почитать она тут).

Караваджо же изображает Давида не триумфатором. Он смотрит на эту голову с такой печалью, жалостью и сочувствием. Совершенно по-человечески. Не очень-то он хотел это делать, хоть и во благо народа.

Кстати, в образе Голиафа он изобразил себя. Это было связано с жуткой историей, в которую "влип" художник.

Давид с головой Голиафа, 1610 год
Давид с головой Голиафа, 1610 год

В Караваджо сочитался удивительный гений художника-творца и абсолютно несносный, отвратительный характер. Склоки и драки для него были делом привычным. За некоторые из них он даже сидел в тюрьме, но убийство Рануччио Томассони стало самым громким его проступком, за который папа Павел V обьявил его убийцей и назначил награду за его голову.

До сих пор ведутся споры о том, из-за чего же произошла ссора. Некоторые считают что из-за карточной игры, в которой Томассони выиграл у Караваджо 10 скуди (серебряных монет). Другие говорят, что всему виной была куртизанка и натурщица Караваджо Филлиде Меландрони (хотя это странно, с учетом предпочтений художника).

После этого происшествия художник был вынужден скрываться, а позже совсем покинуть Италию. Из-за долгого прибывания в бегах у него развилась мания преследования. Сюжеты с отсечением головы стали постоянно проскальзывать в его творчестве. На картине Отсечение головы Иоанна Крестителя в луже кро-ви он написал "Караваджо".

Отсечение головы Иоанна Крестителя, 1610 год
Отсечение головы Иоанна Крестителя, 1610 год

Умер художник при весьма таинственных обстоятельствах. Согласно информации из папских архивов Караваджо отправился в Рим с 3 своими картинами в надежде на прощение. Лодка его до Рима не дошла и остановилась Пало, где художник был арестован, но вскоре отпущен. Говорится, что он решил пойти пешком до Порто Эрколе по болотам, заболел и умер от малярии. К слову, город этот находится в противоположном направлении от Рима, и вопрос о том, зачем художнику туда понадобилось, да еще и по болотам, до сих пор остается открытым. Историки предполагают, что это ложная информация, а на самом деле художник был убит наемниками. Возможно, когда-нибудь мы узнаем правду, хотя я в этом очень сомневаюсь.

Несмотря на все сложности характера художника его вклад в мировую историю искусства невозможно недооценивать. Как-нибудь я обязательно расскажу про Караваджизм( стиль эпохи барокко, зародившийся благодаря ему).

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Надеюсь, что вам было интересно!:)

А тем, кто хочет узнавать новое об искусстве, художниках и интересных выставках, я предлагаю подписаться на мой канал (нажать чтобы подписаться)

Ставьте 👍👍 и до новых встреч!