Мировой уровень
Первую фирму по продаже «Стразов» российского производства, естественно, организовали выходцы из Одессы, обосновавшиеся на Брайтон Бич. Сравнительно недорогие для американского рынка приборы поначалу имели ураганный успех. Обратная волна этого успеха состояла в том, что уже через полгода американский Сенат включил продукцию фирмы «Страз» в санкционные списки. Неожиданным моментом здесь стало то, что уже успевшая привыкнуть к мониторам здоровья часть американского рынка стала насыщаться откровенной контрабандой, которую ввозили туристы. Компактный монитор можно было просто снять с руки и сунуть в карман. Сканирующая аппаратура не распознавала его, как запрещённую к провозу вещь, а перестраивать сканеры в аэропортах для отслеживания этой специфической продукции было слишком дорого, тем более, что она не могла быть признанной опасной или вредной для здоровья, как табак, алкоголь, наркотики, колющие и режущие, зловонные или огнеопасные предметы, поскольку имела прямо противоположное назначение. Но санкции есть санкции, как бы ни были они бессмысленны или глупы. И фирма начала действовать.
Встреча с генеральным директором ВОЗ Тедросом Адханомом Гебрейесусом готовилась особенно тщательно. Подготовкой этой встречи занимался лично Билута.
К началу встречи фирма «Страз» накопила достаточно весомую статистику, подтверждающую эффективность её продукции и опубликованную в серьёзных медицинских журналах. Особый акцент в этой статистике делался на вопросах охраны матерей и новорожденных, которым Тедрос уделял особое внимание, ещё в бытность свою министром здавоохранения Эфиопии. С самого начала было очевидно, что исполнение обязанностей генерального директора ВОЗ определяет настолько загруженный график работы, что для организации встречи с представителем фирмы нужна исключительно обоснованная агрументация. Здесь с самого начала следовало заручиться официальной поддержкой Министерства здравоохранения России. Это было самой трудной частью задачи, но после очередного пакета санкций американского Сената для России такая бумага не замедлила появиться на свет. Другим аргументом была некоммерческая основа деятельности фирмы и поддержка благотворительных фондов.
Встреча состоялась в Женеве, в штаб-квартире ВОЗ и была приурочена к очередному международному форуму по охране материнства и детства. По окончании форума господин Гебрейесус уделил представителю фирмы «Страз» двадцать минут времени. В просторной комнате за длинным П-образным столом из полированного дуба разместились представители десяти стран мира, а сама встреча транслировалась по телевидению. Председатель казался человеком вполне европейской наружности, только хорошо загоревшим. Короткая причёска с лёгкой сединой, очки в роговой оправе, простые манеры и обезоруживающая улыбка значительно облегчали проблемы общения с главой столь солидной международной организацией.
– Уважаемый доктор Гебрейесус, – начал свою речь на безукоризненном янглийском Билута, который был прекрасно осведомлён, что свои научные степени Теодор получил в Ноттингеме и в Лондоне – главным побудительным мотивом для этой встречи послужил тот факт, что деятельность фирмы, которую я представляю, имеет единственной целью способствовать повышению уровня здравоохранения для всех людей на планете и не связана с извлечением из этого прибыли. В таком случае, наши цели и цели возглавляемой Вами организации во многом совпадают.
– Вы можете называть меня просто Теодором, доктор Билута, – мягко прервал его хозяин кабинета. – Я ознакомился с представленными Вами материалами, они весьма впечатляющи. Давайте, с целью экономии времени, обойдёмся без длинных предисловий и перейдём к существу Вашей просьбы.
– Охотно с Вами соглашусь, Теодор. А причина, заставившая нас искать встречи с Вами, состоит в том, что, так удачно начавшийся процесс распространения нашей продукции по охране здоровья на американском рынке, был разом свёрнут Конгрессом США, включившим эту продукцию в санкционные списки. Это удивительно тем, что наши приборы ни малейшим образом не связаны с военными применениями, политической борьбой, расовыми или религиозными мотивами или экономической агрессией. Нам совершенно непонятно, кому и каким образом могут нанести вред инструменты и методы диагностики, направленные на повышение уровня здравоохранения всех людей планеты и, в первую очередь, наименее защищённых её групп: бедных, хронически больных, инвалидов, а также матерей и детей? В большинстве цивилизованных стран Европы и, в ещё большей степени, в развивающихся странах Африки и Азии, наша деятельность не встречает особых препятствий. Мы надеемся на помощь и поддержку этой стороны нашей деятельности со стороны руководимой Вами организации.
– Я хорошо Вас понимаю, – Теодор посмотрел на наручные часы, – и обещаю включить поставленные Вами вопросы в повестку заседания ближайшей сессии ООН.
Трансляция этой короткой встречи по телевидению наделала немало шума в мировой прессе и получила отражение в СМИ Соединённых Штатов. Но самой приятной неожиданностью стало то, что доктор Гебрейесус сдержал своё слово, и поднял вопрос о негуманных санкциях к деятельности фирмы «Страз» на сессии ООН. Именно после этого число зарубежных филиалов фирмы увеличилось в полтора раза, а сама фирма стала международным концерном.