Найти в Дзене
Daniel the Rocket Master

Индийская ракета GSLV Mk III: Украина помогает индусам обогнать Россию.

Оглавление
GSLV Mk III даже внешне похож на Ariane-5
GSLV Mk III даже внешне похож на Ariane-5

Сегодня рассмотрим мощнейшую из индийских ракет - GSLV Mk III, и посмотрим, причём здесь Украина (конкретно - Днепровский Южмаш).

Набор индийских ракет

Начинали свой путь в космос индусы с твердотопливных ракет SLV и ASLV. Но грузоподъёмность в пару сотен килограмм - это неплохо только для начинающей космической державы, поэтому Индия начала разработку новых носителей. Индия - достаточно бедная страна в пересчёте на душу населения, а ещё крупнейшая демократия в мире, и поэтому ISRO вынуждено постоянно оправдываться перед бедным индийским избирателем за каждую потраченную рупию. В итоге получаем специфику индийской космонавтики - ориентация на практическое коммерческое использование (как и ЕКА) и выдающиеся ценовые показатели (зонд на Марс обошёлся всего в 73 миллиона долларов).

Ракеты в Индии не делятся на лёгкие, средние и тяжёлые. Вместо этого индусы имеют носитель PSLV - носитель для полярных орбит. С его помощью запускают спутники Дистанционного зондирования Земли на полярные орбиты, а также он оказался бешено популярен для попутных коммерческих микроспутников. По факту это «Союз» на минималках, хотя по некоторым параметрам обходит нашего старичка. Вторая основная индийская ракета GSLV, предназначенный для доставки спутников (в основном связи) на геостационарную орбиту, его же индусы используют для своих (пока) немногочисленных межпланетных миссий. GSLV (Mk I и Mk II) немного слабее «Союза», в третьей ступени модификации Mk I использовался российский водородный двигатель KVD-1 (изначально это РД-56, разработанный для Н-1), но из-за американских санкций в модификации Mk II его заменили на CE-7.5 собственного индийского производства.

GSLV Mk III

-2

Несмотря на приписку номера, GSLV Mk II и GSLV Mk III - совершенно разные ракеты. Разработка GSLV Mk III началась в начале 2000-х, первый полёт планировали в 2009-2010, но из-за аварии водородного двигателя при запуске GSLV Mk II третью ступень пришлось доработать, и в первый полёт GSLV Mk III отправилась только в 2014 году. Ракета совершила уже четыре полёта, все из них успешны: в одном испытали капсулу для индийского пилотируемого корабля, два других - спутники связи, а четвёртый - станция к Луне (наша «Луна-25» до сих пор готовится, срок запуска не назову - его слишком часто переносят).

Индийское правительство уже заказало и оплатило 10 таких ракет на ближайшие пять лет. Уже проводится их дальнейшая модернизация (как раз с помощью Украины - об этом чуть ниже). По грузоподъёмности (10 тонн на НОО) GSLV Mk III превосходит «Союз», но немного уступает «Зениту». Цена пуска - 51 миллион долларов, на сегодняшний день - один из лучших прайсов. Но коммерческих заказов пока нет - ракета слишком свежая и ещё не достаточно себя показала.

Боковые ускорители

На старте ракета идёт на двух твердотопливных ускорителях S200, каждый из них на старте выдаёт около 3600 кН тяги, с пиковым значением 5150 кН. Это третий в мире по тяге и размеру твердотопливный двигатель, после ускорителей Шаттлов и Ариана-5. Здесь индусы нас обошли («не очень-то и надо», скажет настоящий патриот, и доля правды в этом будет).

Вторая ступень

Ступень L110 с двумя двигателями "Викас". Обратите внимание на чистоту в зале.
Ступень L110 с двумя двигателями "Викас". Обратите внимание на чистоту в зале.

Вторая ступень оснащена двумя двигателями "Викас". Такие же стоят на вторых ступенях PSLV и GSLV Mk II и хорошо себя зарекомендовали. Топливо высококипящее - несимметричный диметилгидразин и азотная кислота. Тяга каждого двигателя - 800 кН, удельный импульс - 293 с.

Третья ступень

Ступень С25 с водородным двигателем СЕ-20. В зале чистота.
Ступень С25 с водородным двигателем СЕ-20. В зале чистота.

Третья ступень - криогенная, на водородном двигателе СЕ-20, который даёт 200 кН тяги и 443 с удельного импульса. Напомню, у России на сегодняшний день нет работающего и летающего двигателя на водороде. Если с нужностью и необходимостью мощного твердотопливного двигателя можно поспорить, то отсутствие водородных технологий - бесспорно - прямая дорога к отставанию. А ведь ещё не так давно на «Энергии» такие двигатели были и работали и выдали рекордные результаты, а сегодня у нас есть КВТК на горизонте, постоянно удаляющемся.

Ближайшие планы

-6

Уже заказаны и оплачены ещё несколько ракет GSLV Mk III: в середине 2020 она должна отправить ещё один спутник связи, в декабре 2020 - беспилотный прототип индийского космического корабля Гагальян (из-за короны, которая в Индии только разгорается, могут отложить). В конце 2021 года - пилотируемый Гагальян, в районе 2022-2023 - по одному зонду к Луне, Марсу и Венере (Наши «Венера-Д» и «Фобос-Грунт-2» вылетели из федеральной программы до 2025 года и могут не войти в программу до 2030).

Модернизация с помощью Украины

Тем временем, проводится модернизация ракеты GSLV Mk III. Изменения довольно радикальные и серьёзные. Вес водородной криогенной ступени вырастет с 25 до 30 тонн за счёт дополнительного топлива.

Главное изменение вторую ступень с двумя диметилгидразинными двигателями "Викас" заменят на кислородно-керосиновую на четырёх двигателях SCE-200 с тягой около 200 тонн каждый, ускорители при этом уберут. Грузоподъёмность ракеты при этом вырастет до 10 тонн на геосинхронную орбиту, что приблизит её к тяжёлым носителям. Индийская ракета тогда обойдёт не только «Союз», но и «Зенит», приблизившись к «Протону».

Двигатели SCE-200 базируются на украинских РД-810 производства Днепровского Южмаша. Соглашение с Украиной было подписано ещё в 2005 году.

При этом версия ракеты GSLV Mk III для пилотируемых кораблей Гагальян полетит на нынешних двигателях "Викас", а кислородные двигатели будут использоваться для беспилотных миссий.

А в это время в лаборатории мастера

А у меня тем временем есть новости для постоянных подписчиков: ко мне наконец-то приехала электроника для бортового компьютера, и в течение недели выйдет статья о том, какую электронику обычно ставят на любительские ракеты и что она способна выполнять.

Также заказал отечественные наборы для сборки любительских ракет, уже завтра буду их получать в центре выдачи. Теперь буду собирать донаты на американские аналоги (компании Estes), чтобы сравнить их с отечественными. Так как заказывать твердотопливные двигатели из Америки не позволит таможня - американские ракеты полетят на наших двигателях, что потешно и символично. В общем спасибо всем, кто донатил - для вас на этой неделе начнутся посты о любительском ракетостроении.

Завтра выпущу расписание космических пусков на июль - он выйдет жарким, интересного много.