367 подписчиков

Реструктуризация лизинговых платежей. Правда или очередной обман?

284 прочитали
фото из открытых источников
фото из открытых источников

В период пандемии, послушав выступления президента страны, можно было подумать, что лизингополучателям автотранспорта, а особенно субъектам малого и среднего бизнеса, будут доступны программы господдержки.. И, в начале пандемии, казалось, что так оно и будет. Но , в итоге, помощь оказалась только на словах, а по факту, положение лизингополучателей только ухудшилось. Ниже, текст о том, как лизинговая компания "Контрол лизинг", на словах пошла навстречу своим клиентам, а потом, фактически их "кинула".

Хочется рассказать о "прекрасной" программе реструктуризации лизинговых платежей от компании ООО Контрол лизинг. Начнем по порядку. Я являюсь клиентом данной компании уже несколько лет. Проблем, в общем-то не было. Ранее, мною были полностью погашены платежи за 3 автомобиля, которые перешли в мою собственность. С октября 2019 года по февраль 2020 года, мною были взяты в лизинг, по договорам цессии, несколько автомобилей (б/у, 2018-2019г.в.) Киа Оптима и Хендэ Соната. Автомобили получались первыми лизингополучателями по программе "Мой таксопарк" от Яндекс-такси. Видимо-программа не сработала. Ежемесячно, я в полном объеме выполняла свои обязательство по оплате автомашин, вплоть до наступления пандемии коронавируса. При этом, даже после достаточно серьезных аварий, мною не было допущено просрочек , а автомобили приводились в порядок за личный счет. Последний плановый платеж был сделан в конце марта за апрель месяц 2020 года. И тут, 5 или 6 апреля , раздался звонок из Контрол лизинга , с шикарным предложением - "клиентам компании , не имеющим задолженностей по лизинговым платежам, мы предлагаем реструктуризацию лизинговых платежей на выбор : либо заморозка платежей на 3 месяца с последующей пролонгацией договора, либо снижение платежей на 35%, сроком на 6 месяцев, с дальнейшим изменением сроков и длительности платежей". Для этого требовалось , в течении 2 суток пригнать автомобили на стоянку лизинговой компании, на время заморозки платежей. Оставить автомобили в пользовании-не разрешили. 7 апреля 2020 года, 4 автомобиля были мною поставлены на автостоянку по адресу, ул.Кетчерская, д.5 А, о чем были составлены соответствующие акты с представителями лизинговой компании .
28 мая, мною, посредством электронной почты, было получено сообщение от ООО "Контрол лизинг" с многообещающим прологом: "Уважаемый Клиент!
В связи с введенными органами власти мерами, направленными на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации, ООО «КОНТРОЛ лизинг» предлагает реструктуризировать график лизинговых платежей по договору лизинга.Направляем Вам, дополнительное соглашение с новым графиком, с учетом реструктуризации по договору лизинга.
Просим ознакомится, подписать и направить ответным письмом скан подписанного дополнительного соглашения в течение 3-х дней. " Во вложении находились новые графики платежей, с сильтно увеличенными дальнейшими платежами, и с несколько уменьшенными платежами за апрель, май и июнь, т.е. лизинговая компания, в рамках "реструктуризиции", увеличила ежемесячные платежи и требовала оплатить месяцы, когда я, по их же предложению, не могла использовать предметы лизинга! Вишенкой на тортике было то, что дата заключения дополнительных соглашений, была проставлена 28 марта, в то время, как получение писем , было датировано 28 мая!!!
Мною, 12 июня 2020 года, было направлено заказное письмо в адрес ООО"Контрол лизинг", в котором я сообщила, что не готова подписывать кабальное соглашение, не готова оплачивать простой автомобилей, возникший в следствии действий лизингодателя, но согласна , с июля месяца войти в прежний график платежей, с переносом срока действия договоров на 3 месяца(срок простоя лизингового имущества). Моя позиция была подкреплена судебной практикой. Вот часть моего письма:
[B]"Возможности и желания оплачивать простой автомобилей, возникший не по моей вине, я не имею. Моему бизнесу и так нанесен урон пандемией коронавируса и действиями ваших сотрудников, из-за чего, я не имела поступлений от работы автомобилей, переданных на автостоянку. Фактически, мною были понесены убытки, в связи с невозможностью использования предмета лизинга по вине продавца. По схожим случаям есть практика и решения судов различных инстанций. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: в рассматриваемой ситуации в качестве убытков взысканию с продавца подлежат расходы по уплате арендной платы за пользование предметом лизинга в период невозможности его использования. Данная правовая позиция конкретизирует предыдущую правовую позицию поскольку в рассматриваемом Постановлении Президиум ВАС РФ квалифицировал договор лизинга с правом выкупа как смешанный договор, включающий элементы договора аренды и купли-продажи. Аналогичный подход уже излагался ранее Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Постановлениях N17389/10 и N17748/10. Позиция ФАС упо подобным случаям , такова- лизингополучатель обязан вносить лизинговые платежи исключительно за период пользования переданным в лизинг имуществом, в то время как взимание арендной платы за период, в течение которого лизингополучатель не использовал предмет лизинга, является обогащением лизингодателя без какого-либо предоставления с его стороны (Постановление от 19.08.2009 года № КГ-А40/7600-09 по делу № А40- 13862/09-105-162).
Вместе с тем, учитывая наше предыдущее многолетнее сотрудничество и не имея желания вступать в судебные тяжбы, я готова обсудить дальнейшее сотрудничество и возобновить лизинговые платежи по автомобилям, которыми я в дополнительные соглашения задним числом, а именно, в июне за март, не считаю возможным. Предлагаю сдвинуть график платежей на июль месяц, что фактически и будет являться, предложенной вами «заморозкой платежей на 3 месяца» , без изменения суммы и общих сроков договоров " Помимо всего вышеизложенного,в соответствии с решением совета директоров Банка России от 13 мая, механизм выделения льготных кредитов распространен на клиентов лизинговых компаний из числа субъектов малого и среднего предпринимательства,т.е. лизинговая компания имеет возможность получения необеспеченного кредита для реструктуризации лизинговых платежей лизингополучателям, являющимся субъектами МСП, кем я и являюсь!
Далее было затишье.Видимо, лизинговая компания обдумывало мои предложения...))) Но 17 июня мне поступил звонок. Сотрудница лизинговой компании объяснила мне, что все их обещания и предложения , поступившие в устной форме, предложениями не являются, а акты приема-передачи автомобилей на стоянку -фактически фикция! Деловая репутация и порядочность, видимо, этих слов данная сотрудница не слышала. Были запугивания принудительным взысканием,судами и прочими прелестями. В конце разговора, мне пообещали прислать новый проект доп.соглашения, подписанный уже не мартом, а фактическим временем подписания, но при этом ,идти на уступки ,лизинговая компания не готова, мотивируя это тем, что им, в свою очередь, не идут на уступки , финансирующие банки! Поэтому, скорее всего, мне предстоят долгие судебные тяжбы. Имеющаяся юридическая практика показывает, что в подобных ситуациях, суды часто встают на сторону лизингополучателей.
Я знаю, что в такой же ситуации , оказались сотни клиентов ООО"Контрол лизинг". Думаю,совместными усилиями, мы сможем отстоять свои права в это нелегкое время.

Если кто-то еще столкнулся с подобной ситуацией, пишите в комментариях. Возможно совместное отстаивание интересов в судах различной юрисдикции.