Осторожно: далее последуют спойлеры к игре TLOU II
Вчера я закончила смотреть прохождение The Last of Us II, выхода которой с нетерпением ждала, полюбив историю оригинальной игры, и последние 15-20 минут точно сидела перед экраном, хлюпая носом, то и дело вытирая слезы рукой. Увы, у меня нет приставки и я не могу оставить отзыв на метакритик. Но да: «ластуха» оставила огромное впечатление, даже не смотря на то, что я была лишь наблюдателем, а не участником. Хотя после финальной сцены, у меня осталось стойкое послевкусие полного проживания всей истории на своей шкуре, словно меня побили, поломали и выкинули в поле - а это для меня очень ценно.
Гора критики, обрушившаяся на проект из-за ЛГБТ, феминизма, слитого главного героя, скучного геймплея и «отстойного» сюжета вызвала у меня некоторые вопросы и дала пару тем для рассуждений. Наверное, потому что в какой-то степени было до коликов больно наблюдать за тем, как игру рвут в клочья пользователи PS4 за «несоответствие» семилетним ожиданиям.
С чего бы начать?
Все, что касается ЛГБТ и феминизма – я даже не вижу смысла об этом рассуждать, потому что об ориентации главной героини было упомянуто еще 7 лет назад, а метод делать особ женского пола в масс-медиа исключительно феминными недотрогами явно уже не для 2020 года. Это все демагогия и я не хочу это начинать.
Слитый Джоэл? Да: наблюдать за смертью героя, к которому так прикипел – больно, страшно, несправедливо и, возможно, нелогично на первый взгляд. Хотя после этого почему-то у меня даже и не возникли мысли о не состыковке – интересно почему?
Безусловно, смерть персонажа первой части, который так много значил в нашем маленьком мирке пост апокалипсиса, дает мощный удар под дых и побуждает мстить кроваво и жестоко. Тут начинается мясорезка, с безжалостными боями, убийствами и обесчеловечиванием всего мира. Всего мира, кроме нашей героини. Я стараюсь не углубляться в СПГС, но, на мой взгляд, забегая немного вперед, игра не только о мести.
И вот наша Элли ищет злосчастного убийцу. Она уничтожает все на своем пути. Внутри все ревет, кипит, клокочет и готовится к мощному взрыву. Рядом Дина(кстати очень приятный, располагающий к себе персонаж), случайный Джесси и Томми, так же одержимый местью.
Но история Эбби по ту сторону стены создает обратный эффект для игрока: именно с ней происходит очеловечивание(!) окружающего мира. Все собачки, кошечки, девочки и мальчики, вне зависимости от принадлежности к культу серафитов или же ВОФ, обретают жизнь и смысл. Поступки имеют почву, а мораль совести и желания наконец-то покончить с несчетными убийствами и разорвать порочный, всеми уже упомянутый, круг насилия, берет верх.
Я не буду вдаваться в подробности сопоставления двух противоположных персонажей - статей об этом уже немало, да и обзоров на Youtube тоже.
Казалось бы – все предельно ясно. Можно кидать камни в Нила и говорить о том, какой он кретин нехороший человек и как много коробок и канатов пришлось перекидывать по-нескольку часов, и что флешбэки с Джоэлом недостаточно яркие, и что с Диной химии нет, и что идея о «насилии, порождающем насилие» стара как мир и не стоит совершенно семи лет разработок. Ага, принято.
Да, в целом основная и наиболее поверх лежащая суть игры вырисовывается уже после того, как Эбби отпускает Элли и Дину и просит их больше никогда рядом с ней не появляться. Но что? Все? Игру можно закончить?
Ох, да не тут то было. Зачем-то в тихой мирной семейной жизни двух дамочек появляется озлобленный Томми - родной брат несправедливо убитого Джоэла, и обвиняет Элли, говорит, что ему ее жаль. Зачем? Ты в своем уме, парень?
Что же будет дальше? Совершенно очевидно, что Эл на самом деле бросает семью и идет мстить. Снова. Находит Эбби, лишается двух пальцев, почти умирает сама и отпускает ее в итоге. В прежнем доме нет уже ни семьи, ни жизни. Все потеряно, все утонуло в одержимости, жестокости, болезненной зависимости.
А дальше на просторах сети тысячи негативных отзывов, тысячи недовольных поклонников, петиции в сторону разработчиков, по 15-20 обзоров в день на ютубе и, в общем, какая-то полная каша. А еще я – в расстроенных чувствах и непонимающая – что делать то со всем этим 25-часовым прохождением?
Но вот сегодня меня посетила мысль, которая посещает, когда вроде бы как решено что-то окончательно: а что, если все не так, как я думаю?
Следует отметить: я не критик, не особо геймер, но я люблю "копать" и вот что я, собственно, накопала.
Что если смысл не столько в мести, человечности врагов, жестокости? Это очень глубокие темы и о них стоит говорить, даже не смотря на град хейта в сторону авторов проекта за банальность и глупость сюжета. Но что если не все так просто?
Что если Элли мстит не из-за Джоэла? Точнее, не только из-за Джоэла? Что если Элли покинула семью без сомнений не только потому, что ее крыша тихо ехала из-за огромной глубинной неудовлетворенности и отсутствия справедливости? Что если Элли отпустила заклятого врага не только потому, что она вспомнила о том живом Джоэле, а не о мертвом? Что если за всем этим стоит нечто гораздо более сложное, чем просто месть или ненависть?
Вернемся же немного назад.
Действия TLOU начинаются с убийства Сары, дочери Джоэла. Мир охватывает эпидемия и пост апокалипсис лишает людей смысла жить. Все просто выживают и люди занимаются кто чем. Для кого-то в жизни ценной остается семья, для кого-то его самые темные стороны (как, например, с той шайкой каннибалов из первой части), а кто-то просто занимается грабежами. А вот Джоэл после смерти дочери так и не нашел зачем жить. Но затем он нашел Элли. И вместе с ней обрел весомый повод не просто существовать.
Но кто сказал, что для Элли это было точно так же? Безусловно: почти приемный отец стал важной частью ее жизни и единственным человеком, которого она любила. Однако, не смотря на это, спустя годы Элли отправляется в больницу и узнает правду о своем иммунитете и о том, что сделал Джоэл на самом деле. Зачем?
Вспомним же последний флэшбэк о двух героях за день до смерти одного из них. Тут, на мой взгляд, авторы TLOU II и дают наконец-то самую прямую наводку на источник обозленности нашей девочки. Это не просто воспоминание - это ключевая развязка задумки сюжета. Элли так долго направляла энергию на то, чтобы прийти к цели и стать спасением человечества и внезапно эту цель просто уничтожили. И когда она об этом узнает, она направляет свою энергию в ненависть к Джоэлу, потому что а куда еще ее девать? Он обидел, пусть и платит.
В том же последнем разговоре Элли пронзает луч озарения и она понимает, что не может и дальше ненавидеть своего старика. Она говорит о том, что попытается простить. И, вполне возможно, если бы прошла пара месяцев с этого момента (хотя бы), событий сюжета не случилось бы. Но все случилось на следующий день и Эл нашла куда деть свою еще свежую злость и ненависть и направила их в кровожадную месть.
В какой-то момент Джоэл действительно стал для Элли почти тем, ради чего она была готова жить. Но главной ее идеей было то, что ее жизнь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО УНИКАЛЬНА и имеет огромный глубинный смысл благодаря необычной мутации и иммунитету, как следствие.
Да-да, вот настолько человек может быть одержим. Суть не столько в действиях, сколько в наличии большой цели. Элли точно знала, что она особенная, хоть и не признавала этого, и именно это было ее одержимостью, и именно поэтому она отправилась в больницу спустя годы, стремясь узнать правду. В то время как Джоэл на протяжении всего пути жил той привязанностью, которая возникла у него к девочке-подростку, Эл жила мыслью о том, что ее жизнь есть не просто так и многое значит. Вот и вылез нам огромным боком пост апокалипсис: люди в обычном то мире не всегда могут понять, для чего им жить, а что уж говорить про мир TLOU?
Для человека всегда самым важным были и остаются ориентиры. Его личные ориентиры, которые словно компас направляют его по жизни. А что же делать, когда ориентиры исчезают? Что делать, когда существовавшая ранее система ценностей уже не работает? Вполне вероятно, что это не хилая отсылка на разницу поколений людей, ведь совершенно очевидно, что мышление у людей, родившихся и выросших "до черты" и "за чертой" будет существенно различаться.
Да, базовая мысль игры о ненависти и о злобе. И Элли ненавидит и злится на мир. Но гораздо больше она злится на саму себя. Злится, потому что понимает, что ее ГЛАВНАЯ ИДЕЯ провалилась, а жизнь больше ничего не значит. Она не может справиться с самой собой и именно поэтому уходит из семьи – Элли готова разрушить все иллюзорное счастье и взглянуть в глаза правде – это не ее жизнь и мнимый покой всего лишь видимость. Возможно Дина это так же понимала и именно поэтому не стала дожидаться, пока девушка с пропащей душой сможет вернуться в семью. В этом бы все равно не было смысла – ведь это не американский молодежный ситком с хэппи-эндом.
Основной проблемой обеих игр стало определение ценностей в жестоком мире, где люди не понимают, что им делать, как жить дальше. Одним это дается проще, как Джоэлу – для него ценностью в жизни были и оставались близкие ему люди – его семья, и это логично, ведь с этого игра и началась 7 лет назад. По этой причине игроки так душевно воспринимают главного героя первой части – его ценности понятны и они выглядят наиболее правильными во всем этом хаосе. Но с Элли все совсем иначе.
Элли скорее ребенок «нового» поколения, который рос совсем без семьи, в отличие от тех же Дины либо Джесси. Она на самом деле другая – внутри персонажа огромный конфликт и его не могут заглушить ни новая «семейная жизнь», ни жестокая месть обидчику. На поиски Эбби Элли отправляется не одержимая местью, а сходящая с ума от того, что ей совершенно нечем заполнить дыру, после смерти любимого человека, который эгоистично разрушил ее же смысл жизни. Ее единственно верный смысл. И в тот момент, когда Элли отпускает горло врага, она понимает, что дело не в Джоэле и не в мести. А в ней самой.
Главный персонаж The last of us II сложный и многогранный и именно поэтому эта история стоила того, чтобы дождаться семи лет, убить главного героя и оставить персонажа ни с чем. Здесь все неоднозначно, но на каждый поступок есть обоснование и не одно. Каждый персонаж здесь – немного Элли: заплутавший путник, лишившийся рассудка и пытающийся найти его вновь. И, я надеюсь, наша девочка справится.
Как в итоге оказалось, мир пост апокалипсиса не только рождает новые проблемы, но и в разы ощутимее делает старые, как жизнь вещи – поиски того, для чего жить. И на мой взгляд авторы игры справились с интерпретацией этой идеи просто великолепно.