Ост-ин-Эдиль: расположение и архитектура

159 прочитали

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских колец власти, одно из которых мы видим во "Властелине колец" на руке у владычицы Галадриэль. Остин-Эдиль был известен как город мастеров, там имелась башня мастеров, Бар Мирдайн, и располагался он на торговом пути из Эриадора в царство гномов.

Вот его руины, показанные в фильме "Властелин колец":

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских

Что касается расположения города, то оно разнится и на большинстве существующих карт указано по-разному. В целом, существуют три варианта его расположения: во-первых, в стрелке при слиянии двух притоков Гландуина, во-вторых, над самим Гландуином, и в-третьих, чуть вше его притока Сираннона, там, где и был проложен старый торговый путь.

В первом из вариантов город располагается между двумя сливающимися рукавами, например, вот:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-2

И вот:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-3
Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-4

Иногда расположение города указывают над Гландуином:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-5
Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-6

Иногда - над его притоком Сиранноном:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-7

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-8


Вероятнее всего, Ост-Ин-Эдиль располагался все же не на самой стрелке, а немного выше. При слиянии рек изображено множество протоков, вероятно, там низина, болото, и хотя Петр Первый конечно в свое время не смутился такими условиями, эльфы-нолдор выбрали бы место повыше, посуше и на дороге в Морию, поскольку их правитель Тьелперинквар (Келебримбор) был дружен с гномами. Начало второй эпохи ознаменовалось победой над Морготом, и серьезной нужды строить город именно как укрепление не было, он был в большей степени открытым, торговым, а не закрытой крепостью, так что, вероятно, разросся куда шире первоначальной крепостной стены. Близость реки помогала в торговых и производственных нуждах, по ней могли возить товары и использовать воду при производстве металла.

Теперь перейдем к генеральному плану города. Их не так много, и, изображая Ост-ин-Эдиль, можно руководствоваться исключительно фантазией и соображениями здравого смысла: достоверно известно лишь то, что в центре города располагалась Бар Мирдайн, на пороге которой в бою и был убит в конце концов мастер Тьелперинквар.

На карандашном планчике в дальнем конце всего пара ворот: печальный случай, если город вдруг загорится. Хотя, быть может, в угловых башнях все же есть неприметные калитки наружу? Странно, сто стороны реки как минимум нужны пара широких ворот для погрузки-загрузки с причалов и прочего. Зато выходов в лес уйма, и он, видимо, играет у эльфов роль парка и места отдыха:

А вот вроде и симпатичный план, но тоже мало достоверный. На нем всего один мост в город, и плюс он в стрелке, хотя город вероятнее всего располагался на торговом пути в копи гномов по Сираннону и выше. Зато нарисован целый стадион и амфитеатр. Амфитеатр располагается относительно здраво, а вот спортивное поле, увы, нет. Любой генпланист скажет, что его надо располагать строго по оси Север-Юг с отклонением не более 10-15 градусов вправо или влево. У кварталов почти нет внутренних дворов, большинство зданий стоят слишком близко. Что ж, очевидно, эльфы, живущие тут, не нуждаются в свете, а вопросы пожарной безопасности их волнуют мало:

Вот план из компьютерной игры, но его в расчет можно не принимать по причине архитектурной абсурдности. Очертания в плане красивые, однако созданный ими безумный лабиринт из помещений странной формы вряд ли можно использовать в реальной жизни, не говоря о том, что в центре всегда будет темно:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-11

Скорее всего, город представлял собой поселение, сильно разросшееся за первоначальные пределы, обозначенные крепостной стеной. Планировка на приведенных выше кварталах разнится от квартальной, похожей на схему римского лагеря, до радиально-лучевой. Последнее разумно, и примеры поселений, стремящихся по форме в плане к окружности, можно найти и в древних поселениях бронзового века, и в средневековых городах, где узкие улочки сходились к центру, и в эпоху Возрождения, когда были заложены основы градостроительной науки.

Однако поселения, исторически возникавшие и развивавшиеся вдоль реки, гораздо чаще следуют в планировке очертаниям берега и развиваются вдоль него, становятся вытянутыми и протяженными по одной из осей. Ортогональная сетка для них попросту неудобна по той причине, что жителям дальних кварталов добираться до воды и брать ее для хозяйственных нужд становится неудобно. Что ж, возможно, Тьелперинквар был мастером не только в области ювелирного искусства и архитектуры, но и смог продумать систему акведуков, подобных древнеримским, для доставки воды в отдаленные от реки места? Если только город был настолько велик. Но во вторую эпоху нолдор представляли собой не столь уж многочисленный народ, и многие из них жили не в Эрегионе и Ост-ин-диле, а в другом королевстве нолдор, в Линдоне у Гил-Галада Эрейниона.

От вопросов общей планировки города перейдем частностям, то есть, к архитектуре отдельных зданий и сооружений. Здесь материал чуть богаче, чем по генеральным планам.

Рисунок хороший, но архитектура маловероятная, особенно стена как у ГЭС и длинные тонкие башенки. Для их строиетльства нужен металлический каркас. Даже в случае бетона понадобится сетка из арматуры, способная принимать на себя ветровые нагрузки - а это нагрузки на изгиб. Только камень воспринимает их плохо, и под действием собственного веса неминуемо бы разрушился. Именно по этому у всех доживших до наших дней высотных каменных сооружений прошлого, к примеру, средневековых готических храмов и их башен, существует сложная система подпорок-контрфорсов и стрельчатых арок, которые эти нагрузки равномерно распределяют и воспринимают:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-12

Вот этот вид вроде тоже симпатичный, но архитектура тоже какая-то не эльфийская, однообразные башни похожи на десяток маяков, собранных вместе. Вопрос потребности в стольких башнях интересен, вряд ли во вторую эпоху в Ост-ин-Эдиле земля стоила столько же, сколько и на Манхэттене. Впрочем, альние башни могут быть жерлами доменных печей, рисунок мелкий и сказать сложно:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-13

Вот хороший и зрелищный рисунок, хотя формы, опять же, спорные. Вдобавок архитектура не сомасштабна пейзажу и кажется гигантской на фоне гор, особенно огромные арки. Перекрыть такой пролет при помощи одного только камня и строительного раствора... Сомнительно. даже самые маленькие дома наверху в городе кажутся огромными на фоне реки:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-14

Мне кажется, архитектура второй эпохи была уже более развитой и утонченной. Архитектура развивается от простых форм к сложным. Речь сейчас не идет о том, что города эпохи древ обязательно строились в стиле романики, а во вторую эпоху на смену ей пришла готика. Речь об общих законах развития архитектуры. Первоначальные формы были более просты и исходили из стоечно-балочной системы, позднее могли усложниться с изобретением цилиндрического и купольного сводов, а также простой циркульной арки. Ко второй эпохе эти архитектурные формы могли еще более значительно усложниться и уйти от первоначальных. возможно, на первый план вышли утилитарность: эльфы-нолдор много скитались, и вопрос умения быстро в короткие сроки построить временный лагерь стоял остро. Кроме того, на архитектуру могли повлиять физические особенности эльфов, поскольку они более ловкие и легкие, чем люди, а также отличатся большей физической выносливостью и не стареют, а также не страдают так, как люди, от мороза или жары. К примеру, у них могли быть значительно более крутые лестницы, более тонкие стены, могли отсутствовать двери, что мы и видим в интерьерах дворца Трандуила в фильме "Хоббит". Чаще могли использоваться деревья - не просто в качестве стройматериала, но в качестве живого материала, составляя часть ограждений, и продолжая расти. Возможно, эльфийская архитектура в принципе была более открытой и проницаемой, чем людская, в силу их близости к природе и прочего.

Вот пара моих видов на город:

Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-15
Эльфийский город Ост-ин-Эдиль, "Крепость эльфов", столица государства Эрегион, существовавшего во Вторую эпоху, известен прежде всего как торговый город и цитадель Келебримбора, создателя эльфийских-16