Фильм "Моя маленькая принцесса», основанный на реальных событиях из её жизни. Известная тема «дочки-матери» в случае Эвы и Ирины Ионеско была невероятной, скандальной. Но об этом чуть позже.. Для начала краткий сюжет.
11-летнюю Виолетту не спутать со сверстницами – не только потому, что пышные золотые волосы девочки видны за версту. Виолетта – ребёнок-звезда, героиня эстетских фотографий, сделанных блудной богемной мамой, превратившей свою дочь в объект эротического вожделения коллекционеров и пристального внимания социальных служб, гостью салонов и школьную парию.
Очень тяжёлый фильм, хотя и несколько сумбурный. История, которая положена в основу, просто ужасает. Но во время первого своего просмотра я понятия не имела, что картина снята на реальных событиях. Поэтому фильм с одной стороны отталкивает и вместе с тем он завораживает.
""Моя маленькая принцесса'' — это очень откровенное, нервное и болезненное кино, это одновременно и рвотный спазм, и незаживающая психотравма самого режиссера", — так вскоре после выхода опишут картину Ионеско критики. Ни прибавить, ни отнять.
Удивительный факт, что режиссер фильма Ева Ионеско и есть та маленькая девочка, про которую идет речь в киноленте! «Моей целью было донести до зрителя сам факт ужасной истории моего детства, сказать: ''Посмотрите! То, что произошло со мной, — некрасиво и не может считаться искусством!''. Так уж вышло, что у творчества моей матери до сих пор остаются поклонники», — рассказывала Ева.
Ева Ионеско родилась 18 июля 1965 года в Париже. Отца своего девочка не знала, ее мать Ирина Ионеско — известный в узких кругах фотограф. Женщина начинала свой путь как художница, но не получив признания, переключилась на фотографию в жанре богемной эротики, а раскрепощенные 1960-1970-е годы позволяли ни в чем себя не ограничивать.
Ирина и не пыталась. Увлеченная исключительно собой и своим творчеством, она напрочь не замечала дочь, поручив заботы о ней своей матери. Однако когда Еве исполнилось пять лет, Ирина вдруг обнаружила, что родила очень красивую девочку — белокурые волосы, большие глаза, кукольные черты лица, изящная фигурка. Увы, это было не восхищение матери, а «прицел» фотографа: в Еве Ирина видела исключительно модель, которую можно задействовать для воплощения в жизнь своих идей.
Внезапная заинтересованность мамы не могла не радовать Еву, и она соглашалась на все предложения, лишь бы проводить с родительницей время. Поначалу снимки, которые делала Ирина, не содержали в себе эротического подтекста, но от того были не менее пугающими. Женщина фотографировала дочь в темной студии в окружении свечей, черепов и венков, наряжая малышку в странные платья, делая ей яркий макияж. На этих кадрах Ева похожа на героиню фильма ужасов, ожившую куклу.
Подобные фотосессии скоро наскучили Ирине, и ее извращенный мозг начал генерировать новые идеи. Одна хуже другой. Женщина и раньше делала съемки с эротическим уклоном, но позировали ей взрослые модели. Теперь Ирина решила поместить в кадр собственную дочь.
Мать стала все больше обнажать тело Евы, надевала на девочку вычурные украшения, сексуальные наряды (корсеты, вуалетки, чулки), делала ей вызывающий макияж и указывала, какие позы нужно принимать.
«Раздвинь ножки, — командовала Ирина, — раздвинь сильнее! Вот уж не думала, что у тебя комплексы!». Еве было шесть лет, она не особенно понимала, что делает, но радовалась тому, что можно наряжаться и так много времени проводить с мамой.
Немного позже Ирина перешла на новый уровень: фотографировала дочь со взрослыми мужчинами. От их похотливых взглядов и объятий на этих снимках кровь стынет в жилах.
Ох, уж это неопределенное слово «искусство»… Как понять, где та самая грань, после которой оно заканчивается и начинается порнография? В семидесятых, кажется, границы были максимально размыты. Первая же выставка с фотографиями Евы произвела фурор: почитатели богемного жанра называли Ирину гением, коллеги не скупились на комплименты, расхваливая ее родительскую смелость.
Очень скоро девочку начали снимать и другие фотографы. Эротические кадры с Евой охотно скупали как порнографические журналы, так и отдельные любители детской обнаженки.
Ирина стала богатой, узнаваемой, востребованной. Кроме того, кажется, женщина искренне думала, что таким образом обеспечивает дочери блестящее будущее и лучшую жизнь. А Ева, в свою очередь, просто не заметила, как стала жертвой и марионеткой в руках распутной матери. Девочке казалось, что все то, что она делает, — и есть нормальное детство.
Желая закрепить успех, мать отправила 10-летнюю дочь сниматься в кино. Увы, играла Ева вовсе не Красных Шапочек и маленьких принцесс... «Спермула», «Распутное детство» (второй фильм вскоре запретили из-за содержащихся в нем сцен педофилии и порнографии) — такими были дебютные картины юной актрисы.
И, наконец, вишенка на торте. В 1976 году фотографии обнаженной 11-летней Евы появились на развороте итальянского Playboy. Снимал девочку известный фотограф Жак Бурбулон, продюсером съемки, конечно, выступила ее мать.
Ева стала самой молодой моделью, чьи обнаженные снимки когда-либо публиковались в Playboy. В 1978 году опыт коллег повторил журнал Penthouse, разместив на своих страницах фотографии Евы.
После выхода журнала Playboy, а также фильмов с участием Евы разразился настоящий скандал. Против ненормальной матери выступили тысячи людей. В 1977 году Ирину лишили родительских прав. Неравнодушные люди добились запрета на дальнейшее распространение женщиной фотографий дочери. Правда, от этого спрос на снимки лишь вырос, и Ирина тайком их продавала. Она спрятала негативы и спустя годы выложила все кадры в Сеть, надеясь на вторую волну популярности.
«Я ходила в полицию, мне сказали, что ничего нельзя сделать: всегда найдется копия на пыльном сервере где-нибудь в Польше. Дети, которые снимались обнаженными, останутся в интернете навсегда. Это приговор на всю жизнь. Новые технологии усугубляют страдания даже тех, кто, как и я, позировал тридцать лет назад», — признавалась Ионеско годы спустя.
Еву вырастили чужие люди — девочку взяли к себе на воспитание родители знаменитого дизайнера обуви Кристиана Лабутена. Увы, стать вновь обычным ребенком Ионеско уже не смогла. Из-за широкой огласки скандала девочку стали травить в школе. Не выдержав ненависти к себе, она практически перестала посещать уроки и сосредоточилась на актерской карьере, окончательно попрощавшись с мечтами о нормальном детстве.
Впервые Ева увидела собственные фотографии в возрасте 12 лет. У девочки случился нервный срыв. Ева возненавидела мать за то, что та предала ее любовь и доверие. От прежних нежных чувств к родительнице остались лишь злоба, омерзение и обида. «Наверное, поведение матери кто-то может оправдать. Я не отношусь к таким людям. Мои друзья очень боятся дня, когда их родители уйдут из жизни. Я же, наоборот, испытаю в этот день освобождение», — признавалась Ионеско. К слову, Ирина все еще жива: женщине 88 лет.
Достигнув совершеннолетия, Ева первым делом взялась отстаивать свои честь, права и свободу. Девушка судилась с изданиями, требуя удалить ее фотографии и отказаться от прав на них, годы спустя пыталась «очистить» интернет от своих снимков. И, конечно, она подала иск против матери, обвинив ту в «краже счастливого детства». Многие пункты были отклонены судом, однако компенсацию морального вреда Ева все же получила.
«Я никогда не смогу простить или оправдать свою мать. Те, кто считает ее творчество с моим участием искусством, — просто шуты. Ничто не может оправдать детскую порнографию», — уверена Ионеско. И мы с ней согласны.
P. S. Несмотря на то, что Ева так и не познала счастливого детства, она подарила его своему сыну Лукасу, который родился в 1995 году. Ионеско нашла свое счастье и в личной жизни: с 2013 года актриса и режиссер состоит в браке с французским журналистом и писателем Симоном Либерати. О матери Ионеско старается не вспоминать.