Приветствуем Вас на канале Музея Моды!
Продолжаем наш рассказ об истории джинс (денима)! В одной из последних публикаций мы рассказали о джинсах в СССР, а сегодня расскажем, как развивалась модная джинсовая индустрия на Западе.
В Европе и США после торжества синтетики в 1960-х годах, связанной с космическими достижениями человечества, 70-е стали десятилетием возвращения к природе – и джинсы пришлись как нельзя кстати. И мужчины, и женщины начали носить хлопок, шерсть, лён, хорошо дышащие и комфортные в носке ткани, простые джинсы и рубашки.
В 1970-х появилось такое понятие, как «унисекс», главным символом которого также стали именно джинсы. Модные журналы и каталоги публиковали огромное количество вещей для него и для неё, почти не отличающихся друг от друга.
В западном мире джинсы стали частью сценического образа Дэвида Боуи и Боя Джорджа, которые сочетали их с футболками, жакетами с нашивками, яркими пиджаками, кожаными куртками и прочим. Томас Андерсен, Дитер Болен, Мадонна, Майкл Джексон и Фредди Меркьюри – главные секс-символы 80-х – выступали в полу-расстёгнутых рубашках и светлых джинсах.
После Марлона Брандо и Элвиса Пресли, которые обожали деним и благодаря которым джинсы, во многом, и стали частью повседневной одежды, из денима начали шить не только брюки, но и платья, юбки, костюмы, рубашки и верхнюю одежду, а позже появилась джинсовая обувь и даже аксессуары.
Американский дизайнер Келвин Кляйн стал первым «серьёзным» дизайнером, выпустившим собственную линейку джинсовой одежды – это произошло в 1978-м году, а пару лет спустя появилась знаменитая скандальная реклама, где 15-летняя Брук Шилдс почти как Мерилин Монро после вопроса, что вы надеваете на ночь, говорит: «Хочешь знать, что между мной и моими джинсами Calvin Klein? Ничего!».
Модель рекламируемых Шилдс келвинов была настолько узкой, что под них действительно было сложно надеть даже бельё. В примерочных кабинках магазинов марки даже пришлось разместить мини-диваны, чтобы покупательницы могли примерить и застегнуть модные джинсы, втиснувшись в них полулёжа.
Кроме видеоролика с Брук Шилдс, было размещено и множество плакатов-баннеров, на которых юная девушка признавалась, что носит "кэлвины" без белья. Это было смело, эпатажно и на грани допустимой нравственности, ведь Шилдс было всего 15. В итоге – разразился большой скандал и Кляйну пришлось снять джинсы с производства и отойти от денима на целых 18 лет.
Зато в 1981-м году Джорджо Армани запустил молодежные линии Emporio Armani и Armani Jeans. Запустили джинсовые линейки и Ralph Lauren, Guess, Versace и другие модные дома.
В 1988 году должность главного редактора американского журнала Vogue заняла легендарная Анна Винтур. На первой же обложке под её редакторством появилось фото Питера Линдберга с израильской моделью Микаэлой Берку в свитере Christian Lacroix за 10 тысяч долларов и потёртых джинсах Guess за 50 долларов, и именно тогда было положено начало микса вечерней и дневной моды и смешивания люксовых брендов с масс-маркетом.
В 90-х заметное слово в истории денима сказал Джанни Версаче, начав выпускать деним-коллекции нестандартных расцветок. Версаче одним из первых начал работать с белым цветом и внедрил моду на белые джинсы, которые начали носить повсеместно.
И если, в 70-х белые джинсы были символом Джейн Биркин, то в 80-е их носили парни-поклонники Depeche Mode и андеграунда, а в 90-х, благодаря Джанни Версаче, белый деним стал частью повседневной моды по обе стороны Атлантики. И до сих пор деним от Versace пользуется большой популярностью.
Несмотря на то, что джинсы давно и сильно укрепились в высокой моде, они продолжали оставаться частью стиля гранж, который создавался благодаря рваным джинсам, кедам, курткам-косухам, байковым клетчатым рубашкам, массивным ботинкам и огромным, безразмерным свитерам. Этот стиль любили многие супермодели 90-х, предпочитал его и легендарный американский певец и музыкант, гитарист группы Nirvana Курт Кобейн. Сегодня гранж по-прежнему актуален и, в общем-то, из моды не выходит, оставаясь, конечно, выбором, в первую очередь, молодых и дерзких.
Естественно, не оставалась в стороне трансформации джинсовой моды и легендарная компания Levi’s, с которой мы начинали наш рассказ о дениме. В 2007-м году она представила интереснейшую коллаборацию с одним из богатейших художников нашего времени Дэмьеном Хёрстом, а многие топ-бренды нашего времени предложили для весны-лета 2020 деним тотал-лук: сегодня можно и даже нужно одеваться полностью в одежду из денима – это современно и очень удобно.
Современные дизайнеры вполне успешно интегрируют деним даже в кутюрные коллекции. Высокую моду из денима можно увидеть у Alexander McQueen, Chanel, Jean Paul Gaultier и Carolina Herrera.
А посмотреть лекцию по истории джинс и увидеть видео-ролики, о которых мы упомянули в этом статье, можно прямо здесь:
Не забывайте подписываться на наш канал и социальные сети.
До встречи в следующих статьях!
Материал подготовили сотрудники Музея Моды: Елена Гусева, Полина Уханова и Михаил Комарков