При обучении онлайн, первым, о чем вы заботитесь – это снижение рисков на кражу курса «пиратами».
Многие прибегают к разным способам, например, блокируют ученика при попытке скачать урок и т.п.
Но не менее важным вопросом остается возврат денежных средств клиенту.
Помните, что такие конфликты нужно решать в досудебном порядке. Суд же, как правило, встанет на сторону клиента.
Риски суда в том, что вас не только заставят вернуть деньги за услугу, но и обяжут выплатить неустойку, штраф, компенсацию морального вреда и стоимость услуг юриста пострадавшей стороны.
Рассмотрим разные ситуации.
Ситуация 1. Клиент не воспользовался моими услугами (доступ не предоставлен).
Как себя вести: полностью вернуть деньги клиенту. Не советую указывать в договоре, что клиент не вправе вернуть деньги за 2 дня до обучения и т.п., так как это нарушение права потребителя.
Ситуация 2. Я предоставил доступ клиенту (логин и пароль), но обучение не начато.
Как себя вести: вернуть деньги.
Решение по подобному делу можете скачать по ссылке
Ситуация 3. Клиент прошел 5 уроков из 15.
Как себя вести: возвращайте за минусом понесенных расходов. Например: каждый урок стоит 100 р. Вы должны вернуть 1000 р.
Многие идут на такие меры: дифференцированная стоимость услуг. Например: первый урок 1000 руб., второй 900 руб. и т.д. Это не запрещено законом, но о неодинаковой стоимости уроков вы должны известить клиента.
Ситуация 4. Доступ ко всем онлайн-урокам дается сразу при создании кабинета клиенту.
Как себя вести: здесь ситуация неоднозначная. По логике, услуга считается оказанной. Однако, суды чаще встают на сторону клиента, поэтому ответить «да» или «нет» неправильно.
Ситуация 5. Я продаю курсы для предпринимателей. Будет ли действовать Закон «О защите прав потребителей».
Ответ: Нет. Если ваш курс купил ИП Иванов И.И., то вы не обязаны в случае суда возмещать все то, что возмещается по Закону «О защите прав потребителей».
Вывод: всегда лучше договариваться с клиентом. Репутация онлайн-школ намного дороже, чем возврат денег за курс.