ПРИНЕСЁННЫЕ: «Унесённые ветром» вернулись‼

196 прочитали

Стриминговый сервис HBO Max 📺 вернул великий фильм «Унесенные ветром» в свой каталог. Но не просто так, а с оговорками.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»
Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Предыстория

Картина Виктора Флеминга 1939 по одноименному роману Маргарет Митчелл вошла в историю как самая успешная в прокате и один из величайших фильмов всех времен. Однако после убийства Джорджа Флойда и захвативших США протестов «Унесенных ветром» 9 июня временно удалили из онлайн-кинотеатра, вызвав тем самым волну возмущения и негатива.

Свой поступок руководство HBO Max мотивировало тем, что фильм изображает расовые и этнические предрассудки, которые существовали в американском обществе.

Что нового по возвращении?

В среду 24 июня ленту вернули, снабдив двумя комментариями. Перед первой серией выступит Жаклин Стюарт, профессор кино Чикагского университета и директор некоммерческой организации Black Cinema House. Сфера ее интересов – исследования участия афро-американцев в истории кино и кинопроизводстве.

Жаклин Стюарт
Жаклин Стюарт

В 4-минутном видеоролике Жаклин расскажет о романтизации рабства и стереотипах, связанных с отображением чернокожих рабов в кино.

Перед второй серией покажут запись панельной дискуссии «Сложное наследие «Унесенных ветром». Хронометраж – 1 час.

Зачем всё это?

Читатель спросит: а к чему это она пересказывает новости? Отвечу. Мне просто хочется зафиксировать этот момент. Дикий, безумный, но очень реалистичный, когда культура вместо образования, воспитания, вдохновения и прочих хороших вещей уходит в сторону, следуя за повесткой дня.

Афиша фильма во дворе дома, пострадавшего от урагана Катрина 28 сентября 2005. Фото: Lee Celano/Reuters
Афиша фильма во дворе дома, пострадавшего от урагана Катрина 28 сентября 2005. Фото: Lee Celano/Reuters

Если фильм «Унесенные ветром» и является неким политическим высказыванием, рассматривать его необходимо с учетом контекста 1939 года. Однако сегодня это чистый артефакт, памятник истории и великим людям – актерам и съемочной группе.

Ведь это даже полезно: из дня сегодняшнего посмотреть, насколько продвинулось американское общество по сравнению с 1939 годом в своем отношении к чернокожему населению. (Как показывают исследования больших данных, толерантность и политкорректность хороши исключительно на словах, но поисковые запросы, особенно в южных штатах, потрясают агрессией и обилием «запрещенных» слов.)

В очередной раз фокус общественного внимания переносится в область Black Lives Matter, хотя проблема глубже, шире и глобальнее. Те, кто сегодня пытается заменить реальную борьбу людей, которые вышли на улицы, протестуя не столько против полицейского произвола, сколько против экономического неравенства, либо совсем сошли с ума, либо преследуют свои политические цели (выборы в США уже скоро).

Изъятием фильмов (а тем более тех, которые вошли в историю), а потом трансляцией этих фильмов с подробным комментарием даже самых умных и достойных людей планеты, боюсь, не победить ни расизм, ни этнические предрассудки. Такие вещи решаются на другом уровне – и уж точно не навязываемыми сверху правилами и законами, по которым зрителю предлагается думать и поступать.

В конце концов, фильм «Унесенные ветром» прекрасно говорит сам за себя и без всяких комментариев. Именно поэтому он так близок людям до сих пор, и именно поэтому многие пользователи соцсетей вступились за него и продолжают это делать вот уже две недели.

А мы в свою очередь обязательно посвятим отдельную статью архитектуре и декорациям «Унесенных ветром». Не переключайтесь 😉

Интересно мнение читателей по поводу всей этой истории. Буду рада вашим комментариям 💬