Несмотря на карантин, «Аэрофлот» может выполнять эксклюзивные рейсы за рубеж?
Правительство запретило международные рейсы для всех авиакомпаний в конце марта для борьбы с эпидемией коронавируса. Не все компании переживут это испытание. Но отдельные гарантированно выживут, потому что играют по особым правилам. Как стало известно корреспонденту УтроNews, «Аэрофлот» продолжает возить клиентов за границу.
С 23 марта Россия ограничила авиасообщение с остальным миром. Летать можно стало только чартерами за россиянами, застрявшими за рубежом, и получать на каждый такой рейс добро от Росавиации и принимающей стороны. Лишь «Аэрофлот» продолжал совершать полеты за рубеж на этапе частичных ограничений, а как минимум с начала июня он возобновил рейсы из Москвы во Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Сеул и Тель-Авив.
Сотрудники трех авиакомпаний рассказали изданию «Ведомости«, что сначала полеты в эти города совершались раз в неделю, а со второй недели июня самолеты начали летать два раз в неделю, причем список городов расширился и продолжает расширяться.
Это регулярные рейсы авиакомпании, которые были актуальны до карантина. Но попасть на них простой смертный вряд ли сможет: продажа билетов доступна не ранее, чем за несколько дней до вылета, и узнать о ней можно лишь по неофициальным каналам. Но на спрос это никак не влияет – ажиотаж вокруг продаж не утихает, даже несмотря на цены выше обычных. Причем рейсы выполняют самые вместительные суда. А обратные билеты купить невозможно.
«Аэрофлот» вывозит ценный груз
Между прочим, Европа пока не открывала границы, а вчера Евросоюз заявил, что и после открытия границ запрет на въезд для жителей России сохранится. Пока в ЕС пускают только своих граждан и лиц с видом на жительство.
Летят эти специальными рейсами люди, которые безболезненно могут себе позволить покинуть страну, охваченную эпидемией. «Аэрофлот» таким клиентам более чем рад, и готов помочь, даже в обход общих правил. С лоббированием своих интересов у компании никогда не было проблем. Пока все остальные российские авиаперевозчики находятся в глубоком кризисе, «Аэрофлот» на коне.
Как же «Аэрофлот» ухитряется обходит запрет с юридической точки зрения? Они оформляют рейсы как грузовые, которые официально разрешены. И с позволения Росавиации вывозит столь ценный груз.
Как тут не вспомнить прошлогоднюю историю грандиозного противостояния «Аэрофлота» и упитанного кота, которого не пустили на борт из-за перевеса. Хозяин поменял котов на взвешивании и пронес любимца в салон, а «Аэрофлот» за это обнулил у клиента 370 тысяч бонусных миль. Кажется сейчас в салонах тоже порядочный перевес. Правда, куда более значимый.
Богатая компания не скупится на зарплаты юристам и топам
«Аэрофлот» вообще славится своими сильными юристами. Как и юридическими махинациями. Издание BFM писало, что суд продлил арест замдиректора «Аэрофлота» Владимира Александрова, и он будет находиться под стражей как минимум до 30 августа. По-прежнему под арестом и другие фигуранты дела: экс-начальник юридического департамента компании Татьяна Давыдовы и сторонние юристы — адвокаты подмосковной коллегии «Ваш адвокатский партнер» (бывший «Консорс») Александр Сливко и Дина Кибец.
Экс-заместитель главы «Аэрофлота» Владимир Александров будет находиться под стражей как минимум до 30 августа
Дело юристов «Аэрофлота» прогремело осенью 2019 года. Их обвинили в сговоре и хищении 250 млн рублей у «Аэрофлота». Сама же авиакомпания вступилась за Александрова, хотя Виталий Савельев конкретно тогда напрягся, опасаясь, что его зам сольет все секреты фирмы.
Уголовное дело возбудили на основании донесения сотрудника ФСБ. В апреле управление Росимущества стало фигурировать в деле в качестве потерпевшего. По версии следствия, «Аэрофлот» завышал стоимость юридических услуг: почасовая оплата сторонних юристов составляла в среднем 26 тысяч рублей в час, в то время как она не должна была превышать 3,6 тысячи рублей в час.
Разве компании не жаль таких денег? Видимо, юридические услуги оплачивались бюджетными деньгами, выделенными на госзаказы.
Компания вообще не скупится на гонорары топовым сотрудникам. В 2019 году года «Аэрофлот» увеличил вознаграждение руководству почти на 40%: топ-менеджмент получил премий на 2,1 млрд рублей. В 2018 году руководители национального авиаперевозчика получили лишь 1,5 млрд. Об этом писало издание УтроNews. При этом дивиденды за 2019 год, которые компания выплатила государству, оказались в полтора раза ниже премий сотрудникам, всего 1,5 млрд рублей.
О реальных масштабах коррупции в «Аэрофлоте» можно только догадываться. Например, в 2018 году по договору с единственным поставщиком было заключено подрядов на 450 млрд рублей. Но через реальные торги прошло только 8 млрд рублей.
Эта информация всплыла на фоне международного скандала с компанией Airbus — одного из главных контрагентов «Аэрофлота». «Версия» писала, что концерн Airbus признался после четырёхлетного расследования, что платил взятки чиновникам в двух десятках стран, в том числе в России. В связи с этим Airbus согласился выплатить рекордный штраф. Но в России эту историю предпочли не замечать, хотя она грозит потенциальным скандалом не только крупнейшей авиакомпании, но и государственным органам.
Все «умрут», а «Аэрофлот» останется
Сейчас вся деятельность дочерних структур «Афрофлота» остановлена. По мнению экспертов, убытки «Аэрофлота» в 2020 году могут составить до 36 млрд рублей из-за снижения турпотока.
Как утверждают авторы сайта The Bell якобы Председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев сказал изданию, что «Аэрофлот» вместе с «Россией» и «Победой» гарантированно выйдет живым из этого кризиса. А вот все остальные — не факт. Под вопросом и то, что с какими долгами и обязательствами они выйдут.
Он уверен, что «Аэрофлот» поддержит государство. «Единственный, в кого, если будет необходимость, вольют деньги, это «Аэрофлот», — считает Ванцев. — Я думаю, ему и убытки компенсируют, которые он себе сейчас накручивает. Ведь он сейчас и продолжает летать, собственно говоря, ради государства, ради чиновников, ради того, чтобы дипломаты попадали в страны назначения».
Кто выживет, тот, конечно, получит себе в этой ситуации львиную долю рынка. И, возможно, подомнет даже S7 Airlines.