Путешествовавшие воздушным транспортом граждане наверняка пытались угадать, в какую сумму обходится авиакомпаниям вечная учтивость и постоянные улыбки стюардов и стюардесс. В этом материале будет дан ответ на волнующий многих пассажиров вопрос о заработках «небесных официантов».
Зарплаты бортпроводников: из чего формируются
В отличие от большинства «земных» специальностей, заработок бортпроводников не рассчитывается по одной лишь стандартной формуле «оклад + премия». На размер оплаты труда влияют множество разнообразных факторов, начиная от «статусности» перевозчика – заканчивая количеством реализованной на борту продукции.
Основные факторы, влияющие на заработок бортпроводников:
- количество отработанных часов;
- классность (от минимально возможного III класса до относительно «продвинутого» I-го);
- позиции работодателя на рынке (крупная или мелкая авиакомпания, региональная, всероссийская, иностранная или международная, «топовая» или не очень, и т.д.);
- наличие ночных смен;
- специализация (обслуживание привередливой публики бизнес-класса или работа с путешествующим в эконом-классе «простым людом»);
- количество реализованных в ходе полетов товаров;
- объем оказанных платных услуг и пр.
Участники рынка насчитывают зарплаты бортпроводникам по известному лишь им самим алгоритму, предпочитая держать в секрете критерии оценивания работы стюардов и стюардесс.
Конкретные цифры
Из бесед сотрудничающих с редакцией бортпроводников отечественных авиакомпаний и проанализированных объявлениях о найме на работу можно подсчитать примерный размер дохода «небесных официантов». По нашим прикидкам, усредненный заработок бортпроводников до введения карантинных ограничений варьировался от ₽23 000 до ₽93 000.
Примерный размер ежемесячного дохода стюардов в российских авиакомпаниях:
- ₽24000-55000 – у мелких и средних перевозчиков, работающих на межобластных и региональных маршрутах;
- ₽32000-55000 – у специализирующихся на выполнении курортных чартеров авиакомпаний;
- ₽23000-93000 – у выполняющих регулярные рейсы воздушных операторов.
«Топовые» участники российского рынка гражданских перевозок, по нашим подсчетам, платят стюардам следующие суммы:
- «Победа» - ₽80000 (объявление с соответствующим предложением найдено на сайте о найме персонала);
- S7 - ₽23000-59000;
- UTair – от ₽31000;
- «Россия» - от ₽50 000;
- «Аэрофлот» - ₽43 000-123000.
Помимо «голых» денег, дорожащие своей репутацией участники рынка предоставляют «небесным официантам» разного рода бонусы, количество и размер которых зависят от щедрот конкретного работодателя. Самые частые из таких «приятностей» - скидки на билеты, увеличенный отпуск, ежегодный бесплатный перелет к месту отдыха и обратно, досрочный выход на пенсию и страховки от несчастных случаев в числе прочих.
За все эти блага бортпроводникам приходится расплачиваться напряженным графиком работы, общением с зачастую неадекватными пассажирами, постоянными отлучками из дома, дефицитом общения с близкими и прочими неудобствами.