1 подписчик

Рецензия на аниме Врата Штейна 0

Итак, ваша студия сделала хит эпических масштабов. Вы старались и старания окупились сторицей: критики хвалят вас, фанаты косплеят, зрители обсуждают, топы в рейтингах и оценки под 10 прилагаются. Но проходит время и перед вами встает вопрос: что же дальше?
В студии Уайт Фокс знают ответ: дальше можно не стараться.

 Итак, ваша студия сделала хит эпических масштабов. Вы старались и старания окупились сторицей: критики хвалят вас, фанаты косплеят, зрители обсуждают, топы в рейтингах и оценки под 10 прилагаются.
 Итак, ваша студия сделала хит эпических масштабов. Вы старались и старания окупились сторицей: критики хвалят вас, фанаты косплеят, зрители обсуждают, топы в рейтингах и оценки под 10 прилагаются.-2


Говорящее название
Во втором сезоне мы оказываемся в β-линии, а в β-линии настали темные времена. После не слишком удачного развития событий в альтернативной 23-й серии, Хооин Кёма в белом лабораторном халате, ушел в прошлое и его сменил, одевающийся строго в черный костюм без галстука, Окабе Ринтаро. Главный герой, вместо того, чтобы как все нормальные люди, начать заливать горе водкой и, со временем, занять достойное место среди привокзальных бомжей, с головой ушел в учебу, лечит потрепанные нервишки у психиатра и посещает быстрые свидания.
И тут бы копнуть в глубину, показать, а не рассказать жизнь главного героя, раскрыть тему переживаний... Но зачем?! Ведь у нас же есть мечта всех отаку: личная двумерная вайфу, с личностью и внешностью одного из самых популярных женских аниме-персонажей - Амадеус!

Идеальная тян
Полноценная виртуальная копия Курисы, с чуть более ранними воспоминаниями, чем в первом сезоне, вместе со своими создателями - карикатурным американцем, профессором Лескиненом и лоли-цундерей Тайгой Айсакой Махо Хиядзё врываются в, только что ставшую размеренной, жизнь Окабе и...
И на этом Врата;Штейна заканчиваются и начинается просто еще одно аниме весеннего сезона 2018. Типичный анимешный эксплотейшн? Пожалуйста! Тайга Махо мило бесится из-за своего маленького роста, Окабе водит свою новоявленную виртуальную вайфу на "свидания" по городу, показывая ей, камерой телефона, мир вне лаборатории, а "подруга детства", читай Маюри ВНЕЗАПНО проникается к Окарину большим и светлым (конечно, к этому не было ровным счетом никаких предпосылок, но законы жанра непреложны - подруга детства должна влюбиться в ГГ). Поверхностность? О, да! Помните, как в первом сезоне весьма обстоятельно поясняли происходящую фантастику? По наивности, люди, читавшие Азимова, могут подумать, что тут также подробно, пусть и не на уровне классиков твердой научной фантастики, раскроют тему искуственного интеллекта; поднимут вопрос (а)моральности создания слепков личности живых людей, ну или просто отразят чувства, фактически запертого внутри компьютера, ИИ. Ага, щас. Чуть ли не лучшего персонажа второго сезона, свели к говорящей няшке и средству впихнуть Курису в сюжет, где ее в принципе быть не может, а потом и вовсе отложили на полку почти до конца.
Ну и какая ж свадьба без баяна, в смысле типичный аниме-тайтл без слайса? Слайсоты тут много. Настолько много, что иногда может показаться, что часть работы Фоксы свалили на аутсорс в Киото Анимейшн. Окабе с друзьями готовятся к Новому году, Окабе с друзьями идут в храм (девочки в костюмах жриц!), Окабе с друзьями празднуют Рождество, девушки устраивают пижамную вечеринку (с ощупыванием выступающих частей тела и пошлыми разговорами, само собой), Дару подкатывает к Юки (самая унылая романтическая линия, что я видел, кстати).

Портативная версия
При этом, авторы ловко подсовывают среди слайса толстые намеки на то, что вот сейчас, еще чуть-чуть и это уныние закончится: то поменяется временная линия, то на голову свалится невероятно и, совершенно без каких-либо причин, похожая на Курису, девушка с амнезией, то ворвется банда отморозков, во главе с местной копией Селти и жестоко пристрелит телевизор, копируя сцену из первого сезона. Судя по всему, они прекрасно понимали, насколько унылое действо выходит и попытались оживить сюжет, размазав по слайсовому болоту хоть какие-то содержательные эпизоды. Но, как предупреждал адмирал Акбар:

Жестокая правда в том, что эпизоды эти не ведут ровным счетом ни к чему и, до последней трети, сюжет фактически стоит на месте. Это есть проблема номер один: бессодержательность. Второму сезону нечего вам предложить, кроме того, что он второй. Более того, фактически, вы можете смело выкинуть половину, а то и 2/3 всего сезона и, в общем и целом, ничего не изменится.

В предыдущей серии
Тут, в некоторых гражданах, ярость благородная вскипит, как волна: мол, в первом сезоне также было! Что ж, от сравнений с первым сезоном никуда не убежать.
Многие критиковали первую половину первого сезона, как слайсовую, да и набор персонажей во втором сезоне практически тот же самый. Однако, если приглядеться, можно найти всего одно, но ключевое отличие: там это работало. Работало, потому что, персонажи не просто занимались чем-то, а делали это вместе, в постоянном взаимодействии. Через взаимодействие, несмотря на типично-анимешную странность и даже абсурдность происходящего (если кто не помнит, то началось все с того, что группа юношей и девушек создали из микроволновки машину времени и отправили в прошлое банан), персонажи воспринимались живыми: они подкалывали, конфликтовали или, наоборот, поддерживали друг друга, создавая ту ламповую атмосферу, которой даже близко нет (за исключением, пожалуй, конца арки Дару и Юки) во втором сезоне. Серьезно, посмотрите, например, эпизод с "круглым столом" в начале
6-й серии первого сезона: даже если вы не знаете, кто это и что они делают, за их взаимоотношениями просто интересно наблюдать. Кроме того, легкая атмосфера первой половины служила отличным фоном для "тяжелой" второй, по которой сравнение тоже не в пользу Зеро.
Меланхолия Окабе Ринтаро
Тут во весь рост встает проблема номер два: если Кёма был активным протагонистом, двигавшим сюжет, то Окабе - протагонист пассивный, которого просто несет по сюжету почти до самого финала. Ему не до того - он страдает. Казалось бы, страдающий персонаж - весьма благодатная тема для раскрытия, но сценаристы и тут не удосужились постараться и углубить тему, потому что сумасшедший ученый в отставке предстает перед нами ровно в трех состояниях: либо ему просто плохо, либо он истерит, либо он, с перекошенным лицом, в пограничном состоянии.
Плохо и Маюри, которая из типичной моэ стала типичной подругой детства - она узрела в Окабе своего Хикобоши, а он сволочь такая, или не обращает на нее внимания или гуляет с двумерной тянкой.
Сузухе - вот так сюрприз! - тоже плохо! Бедняжка очень страдает из-за того, что никак не удается предотвратить Третью мировую. Поэтому она регулярно истерит и выносит мозги Дару и Окабе.
Махо... Ну вы поняли.
И с остальными страдальцами та же беда: авторы постоянно и, пожалуй, даже навязчиво, декларируют, что персонажи очень, ну очень страдают, однако, каждый раз, когда надо раскрыть их эмоциональные переживания нам подсовывают, в лучшем случае, нудный монолог, а в худшем истерику. Вместе с этим, по сути своей, отсутствует динамика: Окабе плохо в начале, Окабе плохо в середине и даже в конце ему тоже, по большей части, плохо. Вкупе это создает атмосферу похорон вашего троюродного дедушки: вроде бы это ваш родственник, вроде бы все в черных костюмах и со скорбными лицами, а кто-то даже рыдает над гробом, но вы покойного не знали и вообще сопровождаете свою бабулю.
Махо тоже что-то взгрустнулось
Похоронную атмосферу усиливают остальные персонажи, за исключением Дару и Амадеуса, которые либо висят балластом на сюжете, либо были добавлены сугубо ради фансервиса. Их навязчивое запихивание в сцены доходит до смешного: Фэйрис и Рука под конец присутствуют в кадре уже только для того, чтобы лепить рисовые шарики и подносить кофе (странно, что засорившийся унитаз не чистят). И да, теперь Окабе с Моэкой чуть ли не лучшие друзья. Да, она неуравновешенная психопатка и в паре мировых линий прикончила Маюри, но меганэкко с хорошим четвертым размером на дороге не валяются, верно?
На ее месте мог бы быть я!
Всю эту шайку-лейку несет сюжетом из ниоткуда в никуда, потому что проблемой номер три является то, что весь сюжет данного вбоквела вообще не нужен. Серьезно, из сюжета никак не вытекает, что именно надоумило Окабе на финт с операцией "Скульд" в 23-й серии. Просто вовлечь зрителя в сюжет авторы тоже не могут, потому что сложно заставить зрителя переживать за персонажей, которые представляют собой кучку унылых пассивов, половине из которых вообще не прописали внятной причины здесь находиться. И это, не говоря о том, что сюжет сам по себе очень неровный. Одни сюжетные линии обрываются, другие проваливаются в никуда, чтобы про них вспомнили через пяток-другой серий, третьи вылезают из ниоткуда. Лично для меня, главной интригой во время просмотра было то, как эти же люди сделали великолепный первый сезон.
Кто-нибудь вообще помнит этих персонажей?
И да, возможно в новелле все было иначе, но какая разница? Там могло быть все гораздо лучше, но студия запорола или гораздо хуже, но Фоксы спасли нас от просмотра того кошмара - это не имеет значения. Аниме - не приложение к новелле и, хотя первоисточник накладывает ограничения, задача профессионалов, работающих в студии, занимающейся экранизацией, раскрыть его сильные стороны и нивелировать недостатки.
Профессионалы, работающие в студии Уайт Фокс со своей работой не справилась.

Ложка меда
Но так ли все плохо? Думаю, нет.
Студии удалось, с грехом пополам, сохранять темп повествования и интригу. Вспоминая
второй сезон Дюрарары, скатившейся в уныние сразу же и бесповоротно, следует признать, что все могло быть гораздо хуже. Кроме того, несмотря на вышенаписанное, хорошие персонажи все же есть. Это Дару, который, в отличие от остальных, не впал в депрессию и вообще выдает хоть какой-то юмор (плюс, серия где он-таки сошелся с Юки неплоха и напоминает 1-й сезон, потому что персонажи в ней действительно взаимодействуют, стремясь к общей цели). И, разумеется, Амадеус. Да, можно было глубже раскрыть сущность ИИ, но сам факт того, что он не воспринимается как двумерная копия Курису и то, что она, в отличие от большей части других персонажей не выглядит, как чужеродный, совершенно ненужный, элемент - на фоне местного безрыбья уже неплохо. Да и сам сюжетный ход с тем, как ловко ввернули "Курису" в сюжет, при этом не возвращая ее, да еще и потешив фетиш некоторых товарищей (куда там унылому голоску Скарлетт Йоханссон из фильма "Она" - тут у нас реальная мечта во плоти!), весьма остроумен.
Можно ли было лучше? Думаю, да.
Вырезать половину хронометража, убрав все бесполезные сцены повседневности. Отодвинуть на третий план совершенно бессмысленных персонажей из первого сезона, вроде Руки или Моэки. Переписать диалоги. Сдвинуть жанр в сторону боевика, перенеся большую часть действия в будущее или довести до ума драму, выстроив для Окабе четкую сюжетную линию, вместо метаний от одной истерики до другой по кругу. Однако для этого было бы мало просто экранизировать набор сюжетов из новеллы, для этого надо было постараться.
Но, отдавая должное Фоксам, задачу-минимум они выполнили и каких-то действительно критических недостатков у аниме нет. Это просто довольно стандартно написанная, стандартно реализованная, качественная, но не хватающая звезд с неба, история.