Найти тему
Церковь и я/мы

Обретение мощей праведнего Симеона (по свидетельствам очевидца)

18 декабря 2019 года по старому стилю, и 31 декабря по новому стилю исполнилось 325 лет обретения святых мощей покровителя Уральской земли святого праведного Симеона Верхотурского. Давайте вспомним историю обретения его чудотворных мощей.

В 1693 году, когда еще не было на этом месте Екатеринбурга, а русские первопроходцы только достигли берегов Тихого океана, в Тобольск, который был в те времена кафедральным городом приехал новый архиерей — митрополит Игнатий (Римский-Корсаков). Приехал в Сибирь уже немолодым человеком, 54 лет от роду, и весьма богатым опытом церковной жизни: впервые на страницах древних рукописей его имя появляется как монаха, который с усердием переписывает душеполезные книги, потом становиться настоятелем обители, а вскоре уже в Соловецком монастыре, перекладывает на крюковые ноты новое издание Ирмология. Большой опыт церковно-административной деятельности будущий владыка получил, будучи архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве. Преосвященный Игнатий не просто был опытным руководителем, в Москве он вошел в круг писателей, близких патриарху Иоакиму, таких как архиепископ Афанасий Холмогорский, иеродиакон Карион Истомин, братья Лихуды, монах Евфимий и другие.

Вступив на Тобольскую кафедру, Владыка Игнатий начал активную церковную деятельность. Уже к Пасхе 1694 года он пишет послание чадам своей епархии, увещая их уклоняться от старообрядческого раскола, который стал одним из заметных проблем церковной жизни того времени. Но посланий вскоре становиться мало. Митрополит понимал важность его личной проповеди, его личного апостольского служения. И вот в конце ноября 1694 года преосвященный Игнатий отправляется в далекое путешествие из Тобольска, через Тюмень, Туринск, Пелым, в Верхотурье, и затем обратно через Ирбит и Туринск в столицу Сибири. Это «путное шествие» вошло в историю, во многом благодаря, событию, послужившему началом прославления святого праведного Симеона Верхотурского. Вместе с Владыкой в путь отправились его помощники и сопровождающие.

-2

В дороге уже предвкушая праздник Рождества Христова, архипастырь начинает записывать чудесные события, связанные с новым сибирским чудотворцем: «Прежде век от Отца рожденный нетленно Сын Слово Божие, и в последняя от Девы воплощенный без семени, той же Иисус Христос Бог наш, благословляй нам всяким благословением, благоволи и в Сибирской стране презелное богатство благости своея явити и веры православных християн утвержение сотворити».

В прошедшем 7200 году (то есть 1694 году) благоволи Господь Бог «в сей Сибирской стране, во пределех, еже есть уезд града Верхотурья, во весе, нарицаемой Меркушино, при церкви святаго архистратига Божия Михаила, святаго его собора честных небесных сил безплотных, от православных християн, издревле преставлыпихся, гробу ничьему воздвигнутися, еже есть возходити от земли с честными останками християнского телесы» — так начинает свое повествование митрополит Игнатий об обретении мощей праведника.

Приближаясь к Верхотурью вечером 17 декабря архиерейский поезд прибыл во «весь Караульную». Игумен Далматовского Успенского монастыря Исаак, кстати родной сын преподобного Далмата Исетского, предложил восходящий из земли гроб «досмотрити, еже есть посвидетелствовати, дабы православные христиане не имели о том такова себе греха, понеже от того гроба многая бывают знамения, и с верою молящимся подаются исцеление».

-3

На следующий день, 18 декабря (то есть 31 декабря переводя на современный календарь) утром Сибирский архиерей послал в Меркушино, для освидетельствования мощей игумена Исаака с ключарем Софийского кафедрального собора иереем Иоанном и иереем Иосифом, а также с диаконом Петром и иеродияконом Василидом. Сам же в то время повелел петь утреню. Посланное духовенство открыло гроб, и «видевше христианское тело, глава, и перси, и ребра, и стан, и нозе и все в целости, кости кожи прильнувши». По окончании утрени митрополит с оставшимися участниками путешествия поехал в Меркушино (от Караульной до Меркушино 7 верст). Прибыв в Меркушинскую церковь во имя св. архангела Михаила, спросил посланных, что они видели, сомневаясь в сохранности мощей. Они же отвечали, «яко есть останки мощей, а иное в персть обратися». Владыка стал недоумевать о том, как судить, о мощах и вдруг почувствовал боль в левом глазу. Он подумал, что эта боль от ячменя или от ветра и холода, но потом ему на мысль пришло, что это произошло из-за того, что он сам не захотел осмотреть мощи праведника. И он взмолился Богу, говоря: «Помилуй мя, Господи, исцели око мое. И ты, праведниче, не гневайся на мя, последи убо святыя литургии имам зрети благодать, данную тебе от Бога, яже происходит нам от честных мощей твоих». По окончании Литургии архипастырь произнес длинное слово, в котором он кратко пересказал историю Ветхого и Нового Заветов, затем перешел на историю Церкви и свою проповедь закончил толкованием литургии. Закончив свое катехизическое наставление, митрополит со всеми пошел к гробу праведного и, открыв гроб, все увидели мощи святого, так как о них рассказывали ранее посланные. И владыка свидетельствовал, что это есть мощи добродетельного и праведного человека Божия и они подобны древним мощам. «И рекох… яко сей есть некоторый новый святый, яко Алексей, или Иона, митрополиты Российския, или чюдотворец Сергий Радонежский, яко таковаго же нетления от Бога сподобися, яко же и оныя святии чюдотворцы».

-4

Гроб был вновь закрыт, и была отслужена заупокойная лития. Выйдя из срубленной над гробом часовни, митрополит спросил у местных жителей: «Аще, рече, кто весть от вас зде положеннаго?» Один старожил поведал вкратце жизнь «сего благочестивого мужа»: «Житие же его бяше доброе. Человек той бяше в Сибирскую страну с Руси пришлец, дворянского чина рождением, и жительствоваше у нас в странничестве, рукоделие же его бяше, еже шити нашивки на одеяние кож овчиих, еже есть хамьянныя нашивки, бывающий на теплых одеждах, сиречь шубах. Бяше же к Богу прилежен и в церковь на молитву непрестанно входен. Телом же своим скорбяще чревно яве, яко от воздержания». Имени только он не мог вспомнить. Владыка просил всех присутствовавших молиться Богу, чтобы Он открыл имя святого, сам обещая также молиться. Затем архиерей и сопровождавшие его лица поехали в Верхотурье. Местные жители проводили своего архипастыря до выезда из села, где он еще раз благословил их. Митрополит по дороге, сидя в санях, стал молиться следующими словами: «Помилуй мя, Господи Боже, творение свое, показавый такую твою милость к людем твоим, их же пасти вручил ми еси, и давый ми согладати мощи праведнаго раба твоего! Яви нам имя его, данное ему от святаго крешения». Так долго молившись, уснул. И увидел сон, описанный им в «повести»: «зрю пред собою множество народа, со истязанием творящих о взыскании имени того праведника. И се слышу глас, пришедш ко мне от единыя страны, глаголющ: «Симеоном зовут его». И мне глас той слышавшу и еще не вопросившу, паки второе прямо мне прииде от народа глас, глаголюш: «Симеоном звали его». Слышавшу же ми и второе таковый глас и еще не вопросившу, абие прииде третий глас, яко некоторое утешена слово глаголющее: «Сенкой звали его». От последнего митрополиту стало смешно и умиленно, и он проснулся и перекрестился, думая об этом видении. В это время поезд достиг города Верхотурья. Здесь его встречал сам воевода с прочими сановниками и городским людом. Всех благословив, архиерей отправился в Свято-Николаевский мужской монастырь, где и остановился на время пребывания в городе. «И призвав же архимандритов, бывшаго со мною Сергия Знаменского, Александра Верхотурского, игумена Исаака Далматовского», рассказал им о случившимся на пути. Они же, выслушав, отвечали ему: «яко истинно есть таковое сказание, еже реченно Симеоном зовут, являет настоящее, а еже реченно Симионом звали, являет прешедшее время, еже во плоти». Преосвященный Игнатий возразил: «А еже реченно Сенкою звали его, что являет?» Тогда сказал ему игумен Исаак: «Явленно убо есть, яко и сие прешедшаго времени, егда живяше праведник во плоти, в ней же отец его и мати утешения ради любовнаго умилителным именем Сенкою звали его». Услышав это, сибирский архиерей обрадовался правильному истолкованию и прославил Бога.

-5

Праздник Рождества Христова митрополит Игнатий встретил в городе Верхотурье. Вскоре, 30 декабря по старому стилю, в воскресенье, рано утром владыка вместе со своими спутниками вновь отправился в село Меркушино, следуя из Верхотурья к Ирбиту, и, как сказано в житии, «...ко утренний в день неделный, тамо ж и у святой литоргии бых, радостного ж ради зрения паки оных праведных мощей». Вместе с ним поклониться святым мощам прибыл верхотурский воевода Иоанн Цыклер с «нарочитыми» горожанами. «Объявих же им честныя мощи, и вси дахом о Христе целование праведнаго мощем, целующе в чело главы его». Воевода, рассмотрев мощи праведного Симеона, сказал митрополиту: «...яко киево-печерским святым нетленным телесем подобен есть». Затем местный священник отец Иоанн поведал архипастырю о своем видении, в котором еще раз подтверждалось имя новопрославленного святого.

-6

После этих событий митрополит продолжил свое путешествие в Тобольск. Поездка по Сибири вдохновила владыку на многое – он задумал путешествие на восток своей епархии – и намеревался посетить основные города Сибири включая Забайкалье. На такую грандиозную поездку понадобилось был несколько лет. Однако наступала другая эпоха, в которой все должно было быть принесенным в жертву государственной целесообразности и поездка из-за несогласия властей не состоялась, но владыка не уставал писать новые послания своей пастве стараясь искоренить со страобрядческий раскол, увещая бундующих жителей Красноярска, поддерживая и благословляя освящение первого православного храма в столице Китая — Пекине.

А в 1699 году владыка Игнатий поехал в Москву. Как будто предчувствуя скорую кончину, он взял с собой частицу мощей почитаемого им «нового сибирского чудотворца Симеона». Эта частица вместе с другим имуществом вероятно перешла святителю Димитрию Ростовскому, который и стал приемником митрополита Игнатия по кафедре.

И закончить свой рассказ хочется перефразом слов митрополита Игнатия:

«Как из только пробившегося родника течет много воды,

так и чудеса не перестают от явленных Богом святых,

Как солнце от Бога светлостью всегда сияет и освещает весь мир,

Так и благодатная помощь праведного Симеона снова и снова укрепляет нашу веру!»