Найти тему
Татьяна Воронина

Диафильм «Хомяк-молчун». Слушаем историю и читаем по ролям

Диафильм «Хомяк-молчун». Слушаем историю и читаем по ролям
Диафильм «Хомяк-молчун». Слушаем историю и читаем по ролям

«Хомяк-молчун». Диафильм, переделанный их одноимённого мульфильма

От 3 лет

Диафильм сделан на основе мультфильма «Хомяк-молчун». Смотрим диафильм и читаем ребёнку историю про хомяка. Текст для удобства разбит на логические блоки. Слова персонажей маркированы цветом. Это удобно, если вы захотите разучить с ребёнком сказку по ролям. Сказку-оригинал (мультфильм «Хомяк-молчун») посмотрите позже! Избегайте эмоционального пресыщения ребёнка!

Ценность этого мультфильма

Мультфильм можно смело назвать чудом! Почему? В любом мультфильме легко можно найти изъян: в одних затянуто необоснованно повествование, другие мультфильмы страдают от избытка персонажей, иные изобилуют сложными речевыми оборотами (совершенно непригодными для малышей), в иных – вроде бы неплохой сюжет, но нарисован какими-то детоненавистниками… А ещё немаловажна звуковая сторона (это и музыка, и озвучивание персонажей)… А ещё важно общее впечатление (эстетическое, художественное). И не забудем про цельность произведения… И про полезность информационную, познавательную, воспитательную и т.д. Мультфильм «Хомяк-молчун» удивительно легко вписался во все эти требования. Все составляющие мультфильма (иллюстративная, звуковая, речевая, воспитательная, познавательная, информационная, эмоциональная) гармонично переплелись и породили произведение, которое можно по праву назвать чудом!

Что ценного в мультфильме с познавательной точки зрения?

Сюжет банальный. Сюжет жизненный: звери делают заготовки на зиму, каждый по-своему. На протяжении всего мультфильма мы наблюдаем за идущим хомяком. Ему встречаются соседи по среде обитания. Соседи с ним заговаривают, но он, не отвечает, а продолжает свой путь дальше. Наконец, он добирается до своей норы, и мы узнаём, почему всю дорогу молчал хомяк.

Казалось бы, примитивный сюжет. Но вот как сюжет подали зрителям! Во-первых, на протяжении всего мультфильма внимание ребёнка держится на интриге: почему же хомяк молчит. Во-вторых, в мультфильме присутствует драматическая составляющая: все персонажи мультфильма провожают хомяка «недобрыми словами». Правда, прелесть мультфильма в том, что никто не переходит рамок приличия: пожурят, поворчат на хомяка да снова за свои дела примутся. Да и сам хомяк – великодушный толстяк ни на кого не в обиде. Вот и получается, что драматическая составляющая есть, а «войнушки» нет. Заодно ребёнок попутно (ненавязчиво, что ценно!) узнаёт много полезных вещей: название птиц, зверей, их род занятий, их предпочтения в подготовке запасов к зиме…

Ценность этого мультфильма ещё и в том, что в нём мало авторского текста (да и тот повторяется в слегка изменённом виде), весь фильм держится на репликах персонажей. Именно по этому критерию надо отбирать мультфильмы и диафильмы, если вы собираетесь разыграть истории по ролям.

ХОМЯК-МОЛЧУН. Задания к диафильму:

1) Смотрим диафильм «Хомяк-молчун» по сказке Э. Шима. Взрослый читает сказку чётко, внятно (не проглатывая окончания). Особое внимание взрослый уделяет интонации и тембру голосов автора и персонажей фильма, подражая им. Утрируйте! Ребёнок должен услышать и различить слова автора и персонажей! (Чтобы вам легче было находить нужные краски для голоса, посмотрите мультфильм-оригинал тайком от ребёнка.)

2) Задаем вопросы по сказке (вопросы ниже).

3) Заучиваем роли наизусть. Можно слова персонажей сократить до коротких реплик. Удобно разучивать роли по диафильму. Текст для удобства чтения по ролям разбит на логические блоки с маркировкой цветом слов персонажей.

4) Обыгрываем сказку по ролям с мамой (папой, бабушкой, дедушкой, сёстрами и братьями).

5) Смотрим фильм-оригинал. Затем снова смотрим фильм-оригинал, выключив звук. Вы с ребёнком заранее договариваетесь, кто за какого персонажа будет говорить текст в унисон с видеорядом (соблюдая по образцу ритм, паузы, громкость и интонацию). Можно все реплики и текст автора говорить произвольно. Главное, чтобы сказка сохранила изначальный смысл. Если по мультфильму без звука сложно разыгрывать по ролям историю, можно это сделать по диафильму.

6) Если ребёнок все-таки мал для чтения по ролям, попросите его давать короткие повторяющиеся реплики автора (Например: «Молчит хомяк – дальше идёт.»). Если есть ещё один маленький ребёнок, ему можно поручить озвучивание надоедливой мухи. Это очень непростое поручение: на протяжении всего фильма з-з-з-зудеть над ухом.

ХОМЯК-МОЛЧУН. Вопросы к сказке:

1) Кто встретился хомяку? (Первая – это муха, затем – бобёр, сойка, белка, мышонок, у которого наш хомяк отобрал колосок. Есть еще один персонаж, который сопровождает нашего хомяка на всём пути до дома – это молчаливый крот.)

2) Что делал бобёр? Чему поучал он нашего хомяка? Как бобёр готовится к зиме?

3) Что делала сойка? Чему поучала она нашего хомяка? Как сойка готовится к зиме?

4) Что делала белка? Чему поучала она нашего хомяка? Как белка готовится к зиме?

5) Про таких как хомяк говорят «Нагулял жиру!». Для чего некоторые звери нагуливают жирок осенью?

6) Как называется жилище нашего хомяка? Как оно обустроено? Почему в кладовочке, в которой хомяк хранит зерно, должно быть чисто и сухо?

Слайды к диафильму «Хомяк-молчун»

«Хомяк-молчун». Слайд 1
«Хомяк-молчун». Слайд 1

«Хомяк-молчун». Слайд 2
«Хомяк-молчун». Слайд 2

«Хомяк-молчун». Слайд 3
«Хомяк-молчун». Слайд 3

«Хомяк-молчун». Слайд 4
«Хомяк-молчун». Слайд 4

«Хомяк-молчун». Слайд 5
«Хомяк-молчун». Слайд 5

«Хомяк-молчун». Слайд 6
«Хомяк-молчун». Слайд 6

«Хомяк-молчун». Слайд 7
«Хомяк-молчун». Слайд 7

«Хомяк-молчун». Слайд 8
«Хомяк-молчун». Слайд 8

«Хомяк-молчун». Слайд 9
«Хомяк-молчун». Слайд 9

«Хомяк-молчун». Слайд 10
«Хомяк-молчун». Слайд 10

«Хомяк-молчун». Слайд 11
«Хомяк-молчун». Слайд 11

***

Все статьи этой серии:

***

Мультфильмы 50-80-х годов. Простое визуальное сравнение

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/multfilmy-5080h-godov-prostoe-vizualnoe-sravnenie-5ee4d4bc58e89267a97ab9ac

***

Что будет, если смотреть мультфильмы целыми днями?

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/chto-budet-esli-smotret-multfilmy-celymi-dniami-5ee4da86d2a345208ad109fa

***

Что происходит, если ребёнок смотрит мультфильмы не по возрасту

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/chto-proishodit-esli-rebenok-smotrit-multfilmy-ne-po-vozrastu-5ee4df4e2802463bcd51005f

***

Чем диафильм отличается от мультфильма?

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/chem-diafilm-otlichaetsia-ot-multfilma-5ef3149ebe6166623ba04436

***

Почему были так популярны диафильмы?

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/pochemu-byli-tak-populiarny-diafilmy-5ef315549d150c1cf7102837

***

Читаем по ролям диафильмы и сказки

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/chitaem-po-roliam-diafilmy-i-skazki-5ef3163e216e6d041aae5f6e

***

Диафильм «Хомяк-молчун». Слушаем историю и читаем по ролям

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/diafilm-homiakmolchun-slushaem-istoriiu-i-chitaem-po-roliam-5ef3193e06d4bf0baebe9f63