Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Как Ален Рене смотрел на глобализацию и американскую мечту

Оглавление

Продолжаем серию публикаций, посвященных 40-летию фильма «Мой американский дядюшка» выдающегося французского режиссера Алена Рене. В предыдущих материалах мы уже поговорили о символике числа 3 и затронули психологический аспект картины.

Сегодня остановимся на политическом контексте.

У руля Валери Жискар д’Эстен, любитель экономики и женщин

В воспоминаниях кинокритика Джонатана Розенбаума о встрече с Аленом Рене говорится, что изначально Рене собирался проиллюстрировать идеи нейробиолога Анри Лабори на примере уже снятого кино, то есть сделать фильм из фрагментов других фильмов.

Но в результате сотрудничества со сценаристом «новой волны» Жаном Грюо появляется незатейливая история с тремя персонажами – и фильм, который, по мнению кинокритика Мишеля Переза, анализирует дух своего времени как никакой другой.

Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»

О духе времени замечание более чем точное: «Мой американский дядюшка» рисует портрет Франции конца 70-х. В стране еще нет интернета и мобильных телефонов, СПИДа и ГМО, но она уже встроена в экономику глобализованного мира.

Свою статью о фильме историк французского кино Кит Ридер называет «Жискаровские машины желания». Поскольку у нас не урок философии, то с «машинами желания» я вас отошлю к книге «Анти-Эдип» Жиля Делёза и Феликса Гваттари, а вот про Валери Жискара д’Эстена скажу пару слов.

Валери Жискар д’Эстен, президент Французской Республики 1974 – 1981
Валери Жискар д’Эстен, президент Французской Республики 1974 – 1981

«Мой американский дядюшка» снят на закате правления этого человека, который был избран президентом в 1974, а в 1981 проиграл выборы социалисту Франсуа Миттерану.

Жискар д’Эстен разбирался в экономике (стал самым молодым министром финансов в 36 лет), дружил и с Брежневым, и с НАТО, любил красивых женщин, на словах радел за рабочий класс, хотя не понимал народа.

Леонид Брежнев и Валери Жискар д'Эстен, Париж, 1977 г.
Леонид Брежнев и Валери Жискар д'Эстен, Париж, 1977 г.

Его правление совпало с серьезным кризисом одновременно и международных отношениях, и в экономике:

  • Холодная война,
  • только что закончившиеся войны во Вьетнаме
  • и в Камбодже,
  • только что начавшаяся война в Афганистане,
  • нефтяной кризис
  • и безработица.

Глубокий кризис случился и в текстильной промышленности (персонаж Жерара Депардье работает коммерческим директором на текстильной фабрике): пропадают рабочие места, а все усилия направлены не на улучшение качества, как раньше, а на зарабатывание денег.

Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»

США как модель для подражания

По одной версии, дядюшка из Америки, о котором то и дело говорят персонажи фильма, сказочно разбогател, по другой – разорился. В годы правления Жискара д’Эстена США были реальным политическим и экономическим ориентиром для Франции.

Образ дядюшки – это та самая американская мечта, всесильная и вездесущая. Кумирами молодежи были уже не великие французские актеры Жан Маре, Жан Габен или Даниель Дарьё, с которыми себя ассоциируют герои Алена Рене, а звезды Голливуда.

Жан Габен. Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Жан Габен. Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»

По мнению некоторых критиков, которые в упор отказываются замечать очевидное, финал «Дядюшки» представляет собой большой вопросительный знак. Что обозначают эти пустые дома из красного кирпича и это дерево на глухой стене в выселенном районе? Казалось бы, куда уж яснее!

Мурал «Американский лес» американского художника Алана Сонфиста символизирует ту самую назойливую американскую мечту – наглядную иллюстрацию искусствоведческого термина тромплёй (обманка): трехмерная оптическая иллюзия, нарисованная на двумерной плоскости.

Алан Сонфист. «Американский лес». Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Алан Сонфист. «Американский лес». Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»

И весь фильм – это большой «тромплёй», оптическая игра со зрителем. И вроде бы сделано всё очень просто – герои действуют как по нотам, а ученый по полочкам раскладывает каждый аспект их психологии и поведенческих стратегий, – однако редко встретишь более объемное и сложное произведение, чем фильм «Мой американский дядюшка».

В молчаливом, угрожающем, не побоюсь этого слова, апокалиптическом финале – вспомним не менее эффектную концовку «Затмения» Микеланджело Антониони (1962) – Ален Рене показывает, чего стоит эта американская мечта.


Дядюшка-то, может, и разбогател, но вот, посмотрите, как они там, в Америке, прекрасно живут! Ваш дядюшка такой же мифический, как и его богатство. Ваш дядюшка – это Бронкс, без окон и дверей, опустошенный, мрачный, как потонувший в коррупции и наркотиках город Балтимор из выдающегося сериала
«Прослушка».

В этой системе координат какой бы путь ни выбрали герои, их неизбежно постигнет неудача, потому что в этой системе координат по-другому не бывает.


Материал полностью:
часть 1 // часть 2 // часть 3 // часть 4 // часть 5

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡