С 1999 года был запущен очень интересный эксперимент по изучению способности детей к самообучению.
Он показывает, как становление и игра ведут детей в познании нового без специальной среды.
Сугата Митра, на тот момент директор по науке в индийской компании, занимающейся образовательными технологиями, установил на внешней стене своего рабочего здания компьютер и повернул его монитором к самым бедным трущобам Нью-Дели, где дети не ходили в школу, не умели читать и писать и никогда в жизни не видели компьютера.
Митра включил его и сказал толпившимся рядом детям, что с этим можно играть.
Затем он включил установленную заранее камеру и снимал все, что там происходило.
В основном там собрались дети от семи до 13 лет и тут же принялись изучать непонятную штуковину, похожую на телевизор.
Это было сделано не в одном месте!
В каком бы общедоступном месте ни устанавливали компьютер, дети быстро собирались вок руг него, исследовали, начинали с ним играть и находили способы его использовать, причем без посторонней помощи, разве что помогали друг другу.
Они придумывали название компьютеру, отдельным его частям, иконкам на экране, а также всем действиям, которые можно было производить. Например, одна группа детей называла курсор иголкой, а папки на рабочем столе – шкафчиками на хинди.
Если компьютер был подключен к интернету, то дети быстро учились поиску в Сети.
Компьютер давал им доступ к целому миру знаний, и те, кто не умел читать, начали этому учиться.