1,9K подписчиков

Комментирование в сочинении ЕГЭ. Учимся подбирать примеры-иллюстрации

6,4K прочитали
Что в сочинении ЕГЭ самое сложное? В одном случае - постановка проблемы. Ответственный момент! В другом - комментирование. Зависит от того, какой текст вам достался.

Комментарий к проблеме должен состоять из 2 примеров-иллюстраций с пояснениями к ним. Пример-иллюстрация - это цитата из текста или эпизод, помогающие раскрыть содержание поставленной проблемы. Как правило, находить пример очень легко. Об этом я уже писала здесь.

Но иногда приходится и голову поломать. Как было в прошлом году с текстом В.Ю. Драгунского про лопаты. («Когда где-нибудь в доме отдыха целый день…) Слышали о таком? Лопаты, лопаты, лопаты... Которые долго снились не только ополченцам, но и выпускникам.

Моему сыну достался как раз этот текст. Проблему единения (сплоченности) людей во время войны он нашел легко. А вот насчет примеров-иллюстраций сомневался. И неудивительно. В тексте практически нет событий: сплошное описание монотонной работы ополченцев.

В ответ на мой вопрос о комментировании проблемы, он сказал, что нашёл два примера: лопаты и снежинки. Это меня сильно встревожило. Какие еще лопаты со снежинками? Прочитала текст и поняла, что сын не ошибся. Драгунский раскрывает проблему именно с помощью этих образных средств. Да, и такое бывает. На то он и писатель, чтобы прибегнуть к средствам речевой выразительности.

Что в сочинении ЕГЭ самое сложное? В одном случае - постановка проблемы. Ответственный момент! В другом - комментирование. Зависит от того, какой текст вам достался.

Так что запомните: в качестве примера-иллюстрации может выступать не только цитата или эпизод из текста, но и образное средство. А они бывают самые разные. Чаще всего автор иллюстрирует проблему с помощью развернутых метафор, сравнений, образов-символов.

Лопаты Драгунского не так и просты: это символ единения ополченцев. Недаром автор описывает, как один ком земли передается с лопаты на лопату, связывая героев в своеобразную цепь. Вообще орудие труда часто бывает символом. Достаточно вспомнить серп и молот на гербе СССР, олицетворяющие единство рабочих и крестьян.

Символ (если кто-то забыл) - это конкретный предмет, ставший условным обозначением какого-то абстрактного понятия, явления, идеи. Например, белый голубь - символ мира, кольцо - символ верности и. т. д. Вообще в нашей жизни многое символично.... Приглядитесь)))

Второй пример из текста Драгунского связан с ярким сравнением. Автор сравнивает ополченцев со снежинками в сугробе. «Масса ополченцев, такая безликая вначале, распалась для меня на сотни частичек — разных, по-разному интересных, построенных на свой манер каждая. Снег падает, вон его сколько, сугробы, а каждая снежинка откована по-особому — протри глаза!»

Если не уверены, какое именно образное средство использует писатель, можно сказать: «Автор сравнивает…». И никто не придерется, так как в основе таких тропов, как метафора и эпитет, тоже лежит сравнение.

Наверное, мы долго еще будем вспоминать текст В.Ю. Драгунского. Сложный для анализа, но по-своему оригинальный. Который многих выпускников заставил поволноваться. Будет ли что-то подобное в этом году? Скоро увидим... И постараемся не растеряться, а вспомнить при комментировании о средствах речевой выразительности. Кончено, они могут и не понадобиться. Но вдруг снова какие-нибудь лопаты?