Возвращаемся к 14 принципам управления, которые должен знать каждый руководитель. Принципы были сформулированы известным французским экономистом Анри Файолем, которого считают основателем административной классической школы управления.
В предыдущих статьях я рассмотрел 9 принципов:
1. Разделение труда.
2. Власть.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства (командования).
5. Единство руководства.
6. Подчинение частных интересов общему.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Иерархия.
10 принцип – Порядок.
Основатель классической школы управления называет формулу материального порядка: «определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте».
Формула материального порядка очень напоминает один из элементов 5S системы: 2S-каждая вещь на своем месте.
Следующая формулировка: «результатом порядка должно быть уменьшение потерь материала и времени» – показывает, что основы современного бережливого производства закладывались в начале 20 века, а японские специалисты смогли систематизировать эти знания и превратить в четко сформулированную и выстроенную систему бережливого производства, которая известна как японская во всем мире.
11. Справедливость
Одинаковое отношение к каждому сотруднику в соответствии с установленными договоренностями, приказами, процедурами, политиками. Если сотрудник чувствует различное отношение к нему и другому коллеге, если за хорошо выполненную работы награждают не одинаково, за плохо выполненную работу – наказывают не одинаково, то он не будет замотивирован, не будет выполнять свою работу с усердием и с высокой производительностью.
12. Постоянство состава персонала
В некоторых крупных компаниях считается, что сотрудник должен постоянно менять позиции, если он хочет стать успешным руководителем. Анри Файоль видит в этом проблему. «Если к моменту, когда должно закончиться это освоение» , сотрудника перемещают, «тем самым его лишают возможности принести пользу, равноценную потраченному времени. И если подобные перемещения производятся без конца, функция никогда не будет хорошо выполняться». Но и принцип нетекучести также должен иметь свою меру.
13. Инициатива
Инициатива – не только подача предложений по улучшению, а также «возможность создания и осуществления плана». И по мнению основателя школы управления, это «могущественный стимул к деятельности». Руководитель, который поощряет инициативу «бесконечно превосходит начальника, не умеющего это делать». Вот почему система подачи улучшений – один из важнейших элементов системы бережливого производства. Множество предложений, поданных от всех сотрудников, возводит компанию на новый уровень развития.
14. Единение персонала
Разделяй и властвуй – это формула слабого руководителя, и не подходит, если мы говорим о предприятии. Наоборот, персонал надо сплачивать для достижения общих целей, поощрять их добиваться единого результата, награждать команду, тратить усилия на то, чтобы не было конфронтации в коллективе.
«В единении – сила».