В конце прошлого года, судя по дальнейшим действиям, Владимир Путин, похоже, понял, что на турбулентном этапе, в который вступили мир и страна, системе и обществу не хватает дисциплины и перспективы.
Она (система) захотела большей вариабельности происходящего будущего и начала «рыскать». Возросли риски снижения управляемости.
Она (система) является вещью в себе, и каждый актор в ней должен доказывать право на свои действия и свою позицию.
И президент стал решать главную задачу - получить возможность остаться главным ее актором и после 2024 года.
Вчерашнее его заявление о такой возможности вербализирует это намерение.
Само собой до этого времени много воды утечёт, но, безусловно, теперь система станет более управляемой с его стороны, но не факт, что эффективней.
Решив первую задачу, надо решать вторую - дать системе новую перспективу для поддержания эффективности.
Для того , чтобы сбалансировать и этот риск задумано перераспределение властных полномочий среди властных институтов: подотчетность правительства думе, Госсовет, Совет безопасности и т.п.
Попытка достичь большей сбалансированности полномочий, приобретения перспектив развития для акторов и снижения рисков неэффективности.
Следующий риск, для решения которого предназначена третья часть этого проекта - это поддержание на достаточном уровне диалога с обществом и очерченные социальные обязательства - новый патернализм, поддержка незащищённых слоев, акцент на будущие поколения.
Вот так примерно выглядит реакция президента на предлагаемые будущем обстоятельства.
Хотя, возможно, все совсем не так, и потом нам расскажут, что на самом деле было задумано и на что была направлена такая реакция.
Налицо попытка переустройства и достаточно глубокая, вот только как и любая реформа сверху она обречена на непонимание «внизу», без подробного объяснения в терминах и стилистике, доступной каждой социальной и профессиональной группе общества.
Этого пока явно не хватает.