Почему на конкурсе зажигалок первое место заняли — спички
Хотя спички и несколько подрастеряли в наши дни свою актуальность, они по-прежнему остаются самым простым и дешёвым средством для разведения огня. Между тем, история их появления весьма непроста, а производство стало причиной по крайней мере одной таинственной смерти.
Если не считать упоминаний о неких подобиях спичек в древнем Китае, первый прообраз «зажигательной палочки» был изготовлен в 1805 году во Франции. Изобретённые Жаном Луи Шанселем «серные спички» не нужно было чиркать, их следовало макать. Смесь бертолетовой соли и сахарной пудры, нанесённая на головку, воспламенялась от взаимодействия с серной кислотой, пузырёк с которой прилагался к коробку.
Спички получили широкое распространение в Европе, однако носить с собой ёмкость с высокоактивным химическим веществом было не очень удобно и не всегда безопасно.
Следующим шагом эволюции стали представленные в 1830 году спички Шарля Сориа, тоже француза. В продукте труда 19-летнего химика кислота уже не применялась. Головка состояла из смеси той же соли, белого фосфора и клея, спичку следовало поджигать трением о любую твердую поверхность. Всё бы ничего, но белый фосфор весьма токсичен, к тому же смесь получилась столь легковоспламеняемой, что нередки были случаи самовозгорания спичек от трения друг о друга внутри коробка в процессе ношения.
Спички в известном сейчас виде появились спустя 25 лет в Швеции и стали, в отличии от «стола», «семьи» и «стенки», одним из национальных символов страны. Профессор Каролингского института Густав Эрик Паш заменил белый фосфор в составе спичек на безопасный красный и предложил наносить смесь с ним не только на саму спичку, но и на специальную тёрку на коробке. Монетизировать плоды своих трудов профессору было не суждено, вся слава, и позднее прибыль, досталась фабриканту Юхану Лундстему, бойко запатентовавшему изделие, и в 1855 году, получившему за него медаль Всемирной Парижской выставки.
С тех пор спички и стали называться «шведскими». Лундстрем открыл производство спичек в городе Йенчепинг и активно продавал права на пользование своим патентом. В результате к началу XX века в небольшой Швеции было 155 спичечных заводов. Однако, век мелкого предпринимательства был недолог.
После Первой Мировой войны за переустройство спичечного рынка взялся Ивар Крегер. Для начала он объединил скупленные им шведские спичечные фабрики в несколько крупных концернов, а потом начал скупать производства спичек по всему миру. Купленные зарубежные предприятия тут же закрывались, ибо сверхзадачей Крегера была шведская монополия на производство спичек. На пике своей карьеры бизнесмен контролировал 70% общемирового производства этого товара.
После смерти Крегера ни о какой спичечной монополии речи уже не шло, производства развивались по всему миру и однажды мировым лидером по спичкам стал СССР.
Это было в 60-х годах прошлого века, когда продукция фабрик «Комета», «Балтика» и «Красное звезда» не только в избытке насыщала внутренний рынок, но и экспортировалась в ФРГ, Англию, Голландию, Данию и азиатские страны.