6 подписчиков

Loc-Dog: все псы попадают в рай

Я говорю Стороны, вы говорите ...

Одна из Сторон — Александр Жвакин
Одна из Сторон — Александр Жвакин

История может быть цикличной и парадоксальной. Применительно к хип-хопу, это видно по темпам усвоения в России достижений заокеанской культуры. В Америке уже пройден этап продажи образа, когда популярнее и востребованнее становился тот, кто лучше себя подавал публике. Причем пройдена эта веха была уже надцать лет назад. Теперь там побеждает музыка: Nas собирает стадион под симфонический оркестр вслед за Jay Z, Кендрик в одиночку пишет саундтрек к фильму. В России же музыка только начинает свой путь восхождения, расчищая путь среди нахальных и лучше продающих образ выскочек. То, что музыка еще уступает чему-то искуственному, прекрасно видно по батлам. Сейчас это пиковая тема всех обсуждений у нас, но только не на Западе — там это моветон позавчерашнего дня. Раз уж можно хайпануть на образах, то самой благодатной возможностью этого некоторые сочли всевозможные реюнионы. Вот только время бегом, а за ним бесполезно бегать человеческими-то хрупкими ногами. Центр объединялся до состояния полураспада, Underwhat наклепали мерча в пустоту, Def Joint под плотной пеленой комодной пыли вышли на площадку 140 bpm. Славные времена беззаботного хвастовства и огульных выкриков фанатов канули в лету. Но не каждый принял и осознал это. В зародившейся волне переобъединений всего и вся не состоялся еще один возможный знаковый реюнион. Это Стороны Ра. Лочи и Арчи могли бы легко собрать пару внушительных залов и следом заявить, что все закончено и можно расходиться. Но они этого не сделали, чем сохранили определенное реноме. Лочи после мредпоследнего сольника, наверное, сам того не желая, сжег этот мост. Уж очень он стал личным и правильным, что вынуждает держать новую линию (не помню, чтоб на Золотой граммофон звали кого-то из жанра, кроме Басты) и, возможно, говорить о лучшем камбеке в жанре, больном лихорадкой поминания старого и неумного пижонства. О спасительных "Крыльях" далее.

Простые песни мимо нот

Релиз 3-х летней выдержки
Релиз 3-х летней выдержки

Как должен выглядеть правильный сольный альбом? Да кто же его знает! Кто-то разбавляет релиз проходными скитами, кто-то добавляет второсортные куплеты коллег по лейблу. Иные зовут рок-героев прошлого на альбом, однако для этого надо пройти очень трудоемкий путь работы со звуком и публикой. Но вот Лочи, похоже, нащупал эту золотую середину между количеством и качеством: 13 треков без единого фита. Что удивительно, но альбом слушается на одном дыхании, причем каждый трек столь же самодостаточен и сам по себе. И этому находится простое объяснение. Умный человек знает цену слову, а умение говорить просто о сложном является важнейшим качеством оратора и апелирующего к публике ариста, о чем и сказано в "Это и есть любовь" ("Искусство для мужчины — говорить все прямо"). Посмотрите плейлист еще раз и поймите, насколько естественно по нему бегут глаза, не запинаясь за нарочито надуманные хитросплетения лозунгов с заумными словами и латинскими символами. В релизе минимально затронуто ремесло — рэп про рэп, но, переставив первый и последний трек местами, с удивлением обнаружится, что именно этому ремеслу отдается должное в том смысле, что оно и привело к той позиции, с которой Лочи сейчас вещает всем.

"Мимо нот" вступает на альбоме так, как должен звучать рассказ бывалого ходока, который прошел через все соблазны индустрии и подводные камни человеческого коварства, и способен предостеречь тех, кто этим поглощен сейчас ("Культ успешности которых жадно губит их вечность, создав свой стиль из жизненных соблазнов или осечек."). Ощущение агрессии, повисшей в воздухе и наэлектризовавшей все кругом сейчас, выглядит нелепым и надуманным ("Тем, чем мы шутили, этих хаслеров можно задеть. Но не об этом речь, скорее о том, что в этих шутках потерялось."). Песня выглядит признанием всем в собственных скромных силах перед неприступной задачей сделать лучше тех, кто разделяет взгляды и тревоги Лочи. Даже исполняя мимо нот, можно попасть в такт ритма движения улиц.

"Каждому свое" раскручивает обороты альбома. Здесь много рефлексии о своем куске хлеба и наследии группы, где главенство поделено на двоих и Стороны Ра имели два начала ("Рэп - мой коронный номер, но мы люди без корон. Не забывай, что все годы я лишь был одной из сторон."). Моменты слабости, присущие каждому, ведут к раскаянию перед собой и слушателем ("Прости, что мирясь с чужой нам истиной, превратились из бойцов-философов в сонных мыслителей."). Одновременно со всем этим, в треке ставится жирная точка в деле скандального развода с теми, кто поставил коммерцию выше идейных основ проекта Loc-Dog. Явная отсылка к судебной тяжбе с концертным директором в прошлом ("Этот стиль непременно criminal, как три года рамсить за шесть букв своего имени.").

Проникновенный лирик мягко напоминает о себе в "Плывущих облаках", но по-настоящему выходит на авансцену в "Стреле". Здесь не просто красивая история о двух людях, но глубокое осмысление того момента, когда расставание оставляет добрую грусть и меняет картину мира ("В те дни я так привык с тобою все делить. Теперь чего-то целого мне стало много."). Свои шаги здесь не называются ошибками, а выглядят логичным непринятием навязанных социумом стереотипов ("Другой тебе всегда бы потакал, но то, что он сказал, уже давно избито."). Пожалуй, абсурдность человеческой несговорчивости в погоне за счастьем так в жанре никем не раскрывалась.

Как можно пробиться в канве гибельного подражания ложным кумирам? "Иду по ветру" дает не ответ, но богатую пищу для размышлений ("Рэп на экранах и твиттерах, побрякушках и модных порталах. Уличный пёс в юбке, под американский аналог."). В этих строках впервые резко проявляется культурный конфликт рэпа в России и рэпа в Америке, которые по целевому назначению круто расходятся. Между частью культуры и средством самореализации есть бездна, которая ширится все больше. Из этого вытекает и социальная проблематика ценностной ориентации как таковой ("В этих дворах другие дети, мой бред о семье не тронет их сердец, ведь они ищут кураж да лавэ.").

"Это и есть любовь" можно назвать позитивной мелодекламацией. Незамысловатый переливающийся музыкальный фон сопровождает не перегруженный деталями описательный рассказ об ощущении счастья. 

Настрой жизнеутверждающего мироощущения передан далее во "Времени перемен". О неизбежности проблем можно говорить открыто ("Если устанем искать или забудем, как любить. Захотим уйти, когда нельзя уходить."), когда бег от этого противопоставляется активному преобразованию жизни вокруг себя. Это парадокс, но чем больше проблема, тем изощреннее схема ее решения и так может длиться до бесконечности в погоне за порядком в жизни ("Мы знаем, сколько этих левых схем. Бежим к системам из других систем.").

"Закончится война" не стала очередным гимном пацифизму. Нет, это красивая и простая баллада о шаге навстречу любви и конце воинственных поисков своего человека среди иллюзий прекрасного ("Когда я думаю о тебе, мне кажется, что люди зря придумали этикет. Среди красивых этикеток так мало реальной глубины."). Неожиданным выглядит в таком мощном созвучии гитарных рифов трека обращение к сюжету роз с черными лепестками, символизирующих разлуку ("Иначе не объяснить, что больше не знает черного цвета сердце."). Наверное, главный радиохит релиза.

Центральное место отведено "Серьезным". Глубина мысли, величина экспрессии, искренность эмоций и неподдельная откровенность со слушателем задевают за сокровенное в каждом человеке. Но мысли о высоком у каждого свои ("Тот миг, когда я себя с кем-то сравню — первый звоночек, что я пачкаюсь, меняя родню.") и в стремлении претворить их в жизнь можно легко оступиться. Прошлое не должно давить неподъемным грузом, ведь в настоящем достаточно шансов исправить кривую коронарной артерии ("Оставь это несчастным - говорить о былом. Так просто полететь, взмахнув белым крылом.").

Мощное и откровенное признание своего места в жизненном цикле определено "Свободой". Не случайно самым повторяемым словом трека является "жизнь". Она здесь многогранна: политическое несогласие, религиозное смирение, жизненные реминисценции. Все это про жажду жизни ("Я здесь все также стою на своем и по привычке мне любого количества мало."). Восхождение на свой Олимп напоминает хождение по скользкоф тропе, вокруг которой оправдания и вопли сдавшихся и лукавых ("Веришь, я не вижу в их жизнях несчастье — только слышу в оправданье ленивые стоны!"). Свобода выбора пути одновременно и награда и обуза, ведь нет однозначных трактовок хорошего и плохого.

"Я могу" совершает со слушателем удивительную метаморфозу, обращая его внимание к игривой форме обсуждения главной мировоззренческой категории — любви. Что значит "любить"? Где место любви в жизни? Оказывается, можно ответы на это зарифмовать в три минуты. Это непросто, но не загружает, а дает простор для размышлений. Хочу и могу в голове переплетаются в споре, апелируя к нам на грани чувств и разума ("Это всё лишь часть от того, что я могу. Но, всё это не нужно мне, пока я не пойму...").

Одноименный названию релиза трек "Крылья" стал безусловным тяжеловесом во всех смыслах. Это и богатое музыкальное оформление сюжета, и ярчайшее поэтическое выступлерие Лочи, и эмоциональная кульминация диалога со слушателем. Про такой трек нельзя говорить "хит" — слишком пошло. Однако идейно он стоит над всем сказанным в альбоме до и после, грамотно увязывая сюжетные концы всех линий воедино. Про такие вещи говорят, что это про разговор с лучшим другом о самом сокровенном. Как отчаявшийся и битый временем человек ("Как шут, выбросив жизнь, смеясь в свой парашют. Привыкший чуть что заметать следы, менять маршрут.") в состоянии начать строить свое государство с заключения мира с собой, что кидает мост из прошлого в будущее, так и наш герой поднимает знамя перемен.

В конце глава закрывается под "Смейся". После эмоционального выхолащивания наступает ясность и прозрение. Максимализм и иллюзорность надуманных вызовов уступают место действительно необходимому и прекрасному в жизни каждого, где семья стала центром смысла ("Слышу, что нужно делать прилизаней. Удивлять толпу, кому-то смело брошенным вызовом. Но, рисуя кистями, у меня нет времени на пыль."). Отпустить прошлое с мутным наркотическим туманом и смело двинуться вперед с теми, кто поддержал идейный ветер перемен — удел сильных, удел победивших ("Все эти годы мы были, как одна семья, но лишь сейчас решил тебе об этом рассказать").

В сухом остатке

Вывернуть душу наизнанку, сломать стереотипы в своей голове, протянуть руку своим вполне реальным врагам силой слова. Кажется, что этим релизом Loc-Dog сделал все возможное. В тему говорить, что для Александра Жвакина каждый релиз теперь сродни последнему — так мощно и бескомпромисно звучит последний альбом. Как после этого двигаться дальше и прогрессировать — уму непостижимо! Надежда на то, что в одиночку Лочи не сказал и половины от того багажа, что создан был ареолом Сторон Ра. Если я прав, то мы стали свидетелями рождения нового большого артиста в жанре, который очень скоро выйдет за его рамки и станет уличным без двуличия.

Треклист:

01. Мимо нот 

02. Каждому свое 

03. Плывущие облака 

04. Стрела 

05. Иду по ветру 

06. Это и есть любовь 

07. Время перемен 

08. Закончится война 

09. Серьезным

10. Свобода 

11. Я могу 

12. Крылья 

13. Смейся (Outro)