Найти тему
РОКЛЯ

Чернее ночи цвет

Когда речь заходит о культовой московской тяжелой группе «Черный кофе», обычно вспоминают о таких пластинках, как «ЧК-86» (1986) (более известная как «Светлый металл»), «Переступи порог» (1987) и «Вольному – воля» (1989). Но я бы в качестве лучших, своих самых любимых пластинок Черного кофе назвал, в порядке убывания: «Они бесы» (2004), «Пьяная Луна» (1996) и «Вольному – воля» (1989).

«Вольному – воля» интересен тем, что представляет из себя отпечаток своего времени: звук несколько умягчен, широкое использование синтезаторных эффектов, заметное влияние glam rock.

Об особенностях альбома «Пьяная Луна» уже говорилось в статье «Черный кофе со вкусом 90-х».

На этот раз речь пойдет об альбоме «Они бесы», вышедшем более 15 лет назад.

обложка "Они бесы", 2004
обложка "Они бесы", 2004

После записи «Пьяной Луны», уже в конце своего пребывания в Америке, Dмитрий Варшавский работал над целым рядом песен, которые вошли в альбомы «Белый ветер» и «Они бесы». По сути, это композиции конца 90-х, записанные одним и тем же составом: Dмитрий Варшавский как автор, гитарист, вокалист и продюсер, Анатолий Абрамов как ударник и Юрий Махин как басист.

Основная часть партий для альбома «Белый ветер» была написана в 1998 году еще в Америке, а оставшаяся часть в 2000 году в Москве, уже после возвращения Варшавского в Москву. Этот переходный альбом был выпущен в 2002 году, и остался почти не замечен слушателями, а зря – это как минимум заслуживающая внимание пластинка.

Другая программа, «Они бесы», впервые была исполнена на публике на большом концерте в театре Эстрады в 2001 году.

афиша 2001
афиша 2001

Сам альбом был записан в студии театра «Ленком» весной 2004 года. На обложке особенно подчеркнуто, что «альбом записан без использования компьютеров и синтезаторов». Таким образом, можно сказать, что этот альбом является прямой противоположностью «Белому ветру». Если «Белый ветер» продолжает традицию половины композиций «Пьяной Луны» и представляет собой причудливую смесь hard rock/rock-n-roll/chanson c умягченным звуком и обильным использованием синтезаторных звуков, весьма далекую от Черного кофе времен «Переступи порог», то «Они бесы» - hard-n-heavy, бескомпромиссный, чистый и мощный. Сам Dмитрий Варшавский, отвечая на сравнение «Переступи порог» и «Они бесы», отвечал, что эти альбомы «братья, но «Они бесы» - старший брат».

Продолжая тему саунда альбома, стоит отметить, что звучит он безупречно. Можно сказать, что подготовка Dмитрия Варшавского в Гнесинке, а затем в Америке не прошла даром: его гитара звучит как целый оркестр, голос Маэстро с прежней лёгкостью взлетает вверх, барабаны Анатолия Абрамова звучат очень мощно и музыкально, а бас низкий и густой. Просто не верится, что альбом записали три человека при помощи аналоговых инстументов, а Маэстро выступил еще и в качестве продюсера.

В альбом вошли 10 композиций. В первый день записи, 8 марта 2004 года, были сразу записаны первые 3 песни альбома: «Про рок», «Поет любовь» и «Церквушки».

I. Про рок

Музыка и слова D.Варшавский

Написана в 2003 г.
Dмитрий Варшавский: «Рок, как камень, можно по-разному использовать—можно дом построить, а можно бросить в кого-нибудь».
Как мне кажется, в тексте песни есть что-то автобиографичное:
«Кто за светлый финал
На чужбине тянул срок
И алкал, и страдал
Все поставил на рок
И казалось, пропал
Но подняться смог
Снова светлый металл
Снова каменный рок…»

II. Поет любовь

Музыка и слова D.Варшавский

Написана в 2000 г.
Единственная песня с альбома, записанная с помощью электрогитары из ольхи, гриф — из ясеня.
Это моя самая любимая песня Черного кофе. Ее рифф, мелодию, налет stoner metal, энергетику и атмосферу я могу сравнить только с «Владимирской Русью» и «Листьями».
Песню стоит послушать, чтобы оценить хотя бы потрясающую динамику поэзии:
«Там поет, поет любовь
Поет любовь в который раз
Всю ту же песнь, все тот же глас
Растает снег, прольется лед
И мы с тобой не спрячем слез…»

В 2000-х гг. на сайте Черного кофе была возможность задать автору вопрос, и я спросил об истории создании это песни.

Вот что ответил Dмитрий Варшавский: «Песня «Поёт любовь», как и большинство моих песен, написана мгновенно, так что никаких интересных историй рассказать не могу...».

Кстати, иногда песня исполнялась в другом, утяжеленно-замедленном варианте. Можно убедиться, что он тоже слушается интересно.

III. Церквушки

Музыка и слова D.Варшавский

Написана в 1995 г.

Это главный хит альбома, до сих пор обязательный в концертных сет-листах. Также песня активно раскручивалась на радио.

Dмитрий Варшавский: «Песня Церквушки повествует "о состоянии русских церквей", но не о религии. Православному человеку слово "религия" чуждо. Это к вопросу о вере и о том, что творится в душе каждого человека. Нужно найти в себе силы поднять покосившийся крест. Свой крест. И тогда все устроится».

На песню был снят клип, его съемка состоялась 31.05.2004 г. на концерте в городе Королев.

Видеоклип был включен в качестве бонуса на диске издания альбома с буклетом.

IV. Они бесы

Музыка и слова D.Варшавский

Написана в 2001 г.

Автор в слове «бесы» делает ударение на последнем слоге. Оказывается, в старорусском языке использовалось это ударение. "Музыка расставила ударения",- говорит Dмитрий Варшавский.

V. Когда ни будь

Музыка D.Варшавский

Слова П.Смеян

Продолжает традицию перезаписей старых композиций и возвращает нас в 1981 год, когда была сделана первая запись Черного кофе – инструментальная композиция "Полет птицы" в студии ВФГ "Мелодия".

Dмитрий Варшавский: «Эта инструментальная пьеса не сохранилась, но так как в последние годы к ней был проявлен интерес, эта музыка включена в песню "Когда ни будь". Всё, что в ней звучит (кроме вокальной партии), и есть полёт птицы».

Следующие три композиции (особенно «Все как прежде») своей мелодичностью, медлительностью и налетом chanson отчасти возвращают нас во времена «Пьяной Луны» и «Белого ветра». Ничего плохо в этом нет, так нет ничего плохого в преемственности между альбомами.

VI. Яблочный спас

Музыка D.Варшавский

Слова А.Шаганов

Песня написана в 1988-89 годах.

Dмитрий Варшавский: «На мой взгляд, ничего общего с религией она не имеет (хотя этот вопрос лучше задать автору стихотворений)».
Александр Шаганов – мастер лирического, минорного надрыва в поэзии:
«Все слезы Богородицы
Да сохранят меня
Уже хлебнул бессонницы
Улицы без огня
Беда моя, беда
Любви моей сестра…»

VII. Все как прежде

Музыка D.Варшавский

Слова А.Шаганов, D.Варшавский

Написана в 2001 г.
Одна из моих любимейших песен Черного кофе, в ней есть некий налет 90-х с их клубной жизнью…

VIII. Радуга

Музыка и слова D.Варшавский

Написана в 2004 г. – самая новая песня на альбоме.

IX. Ты молот

Музыка D.Варшавский

Слова П.Смеян

Отличный heavy-боевик, в котором отлично используется игра даже не слов, а букв:
«Ты был молод и горд
И строить свой дом только начал
Ты брал жизнь в оборот
Но теперь все иначе…»

X. Время

Музыка и слова D.Варшавский

Написана в 1997 г.
Отличная баллада, прекрасный выбор для завершения альбома.

Также, во время сессий Dмитрий Варшавский записал композицию «Крещенский снег» (кавер-версия композиции О. Скобли), которая в альбом не вошла (что весьма верно: она в него не вписывается), какое-то время была в статусе раритета, но в итоге была включена в альбом «Осенний порыв» (2015).

Альбом вышел 21 сентября 2004 года. Оформление выполнил Виктор Дербенев. По каким-то причинам выпускающая компания вынесла на обложку и имя Dмитрия Варшавского.

Обложка выполнена в черном тоне, на котором выигрышно смотрится фирменный логотип группы кофейного цвета, лица Маэстро в тени и созданный им знак светлого металла, до сих пор используемый в оформлении сцены.

Концертная презентация альбома состоялась 8 октября 2004 года в ДК МАИ и прошла при заполненном зале и полной отдаче музыкантов и публики.

афиша 2004
афиша 2004

Весь альбом производит впечатление цельного произведения, без лишних песен, и, несмотря на отсутствие инструментальных композиций, не вызывает ощущения перегруженности. Некоторые относят Черный кофе к так называемому «христианскому року», и если это так, то «Они бесы» - положительный пример такого направления, так как музыка и поэзия не только прекрасно сочетаются, но и христианская лирика ненавязчива.

За этот альбом, не вызывавший у меня ничего, кроме восторга, я заказал в подарок Dмитрию Варшавскому подарок: кофейное зерно из камня на подставке из светлого металла. Подарок был вручен Маэстро в гримерке ныне не существующего «Р-клуба» 23 февраля 2006 года, а заодно получены автографы музыкантов состава, записавшего эту восхитительную пластинку.

В одном из интервью в 2009 году на радио Dмитрий Варшавский упомянул и про мой подарок, что, конечно, было очень приятно. Послушать фрагмент интервью, где Dмитрий Варшавский упоминает о моем подарке, можно здесь.

Увы, спустя полтора десятилетия после выхода, альбом «Они бесы», кроме ставшей дежурной в сете песни «Церквушки», почти не исполняется со сцены, а группа находится в творческом упадке.

Но если есть желание услышать, как звучал Черный кофе на подъеме – включайте не только классику 80-х, но и «Они бесы».

Dмитрий Варшавский на развороте буклета к альбому
Dмитрий Варшавский на развороте буклета к альбому