Продолжение
Начало: Тени станицы Цымлянской. Часть первая
Сегодня у подножья Чекаловой горы плещутся волны Цимлянского водохранилища. За почти 70 лет существования степного моря берег неузнаваемо изменился. Он стал по-своему красив, но за этой красотой кроется немало проблем.
Но проблемы не только в жёстком ответе природы на человеческое вмешательство в её порядок. В сегодняшней станице Хорошевской можно увидеть множество свидетельств других проблем, связанных с людьми и их отношением к истории и не только.
В первый раз оказавшись на этом берегу мы были шокированы видом старого кладбища, находившегося рядом с обрывом. И дело даже не в том, что уже скоро эти плиты и старые кости окажутся под обрывом. Дело в сегодняшнем отношении к этому кладбищу — и жителей, и местной администрации. Некоторые могилы и склепы разрыты «гробокопателями», всюду поверженные стелы, надгробья, загаженные животными и мусором плиты...
Один местный житель на мой вопрос о состоянии этого небольшого кладбища очень интересно ответил: «это же старообрядческое кладбище, епархия этим не занимается и нам не велит». Вот как?!
Недавно вопрос об этом кладбище подняли и журналисты издания «Блокнот Волгодонск». Водохранилище уже добралось до могил. Прочитайте, там приводятся интересные факты.
...Несколько в стороне от сегодняшней станицы находится группа строений, огороженных забором. Это бывший хорошевский рыбцех, который появился в 1954 году. К 1960 году он давал в год до 1000 тонн вяленой рыбы!
Но речь пойдёт о старинных сооружениях на его территории. Их называют «Петровскими пороховыми погребами» и связывают с Азовскими походами Петра I, а именно со второй успешной попыткой взятия Азова. Они представляют собой два полуподземных кирпичных помещения с полукруглым сводом, крыши которых дополнительно укрыты слоем грунта. Во времена существования рыбцеха они использовались как холодильник для хранения рыбы.
По легенде здесь был организован перевалочный пункт: построены дорога, склады для хранения амуниции, судового такелажа, боеприпасов и пристань на Дону. Сюда с севера через степи шли обозы, гружёные всем необходимым для успеха военной операции, а по Дону — построенные на Воронежской верфи суда, большей частью облегчённые. На пристани, построенной на Дону ниже казачьего городка Усть-Цымла, корабли дооснащались, грузились боеприпасами и отправлялись вниз по Дону к базе в Черкасске, а затем к Азову.
Было бы здорово, если б это было правдой, но несколько нюансов настораживают: кирпич, сама кирпичная кладка и использование помещения для хранения пороха. Азовский пороховой погреб середины XVIII века имеет другую систему вентиляции, очень продуманную и защищённую от всяких неожиданностей, связанных с попаданием огня внутрь. Здесь такого не наблюдается, хотя как погреба для хранения пищевых продуктов они идеальны.
В то, что кирпич был привезён сюда издали в 1696 году мне мало верится как и в то, что его производили на месте. Я внимательно осмотрел все вывалившиеся кирпичи и их сколы, они явно промышленного изготовления и очень похожи на те, что находятся в многочисленных строениях конца XIX века, в том числе и местных, о которых речь пойдёт ниже.
Легенда о древности этих сооружений привела к тому, что в одну ночей сюда каким-то образом пробрались кладоискатели и выдолбили в торце одного из погребов довольно приличную нишу, которую видно на фотографии. Что они искали и что нашли — неизвестно...
К складам подходит мощёная камнями дорога, которую тоже связывают с петровскими временами, и называют «Петровским трактом». Дорога подходит с северо-запада, проходит рядом с погребами и следует далее, по направлению к бывшей пристани на берегу Дона. На данный момент ниже складов остался участок в полторы сотни метров, всё остальное «съел» береговой обрыв.
Дорога вымощена местным камнем: известняком и песчаником. В начале 2000-х школьниками Волгодонска была проведена поисково–краеведческая экспедиция, отчёт о которой был опубликован в «Донском временнике» под названием «В поисках Петровского тракта». Было сделано немало интересных находок, но время постройки дороги остаётся до сих пор неопределённым.
Земля по обе стороны дороги вся в характерных ямках — «лунном грунте». Местные легенды притягивают людей с металлодетекторами, которые усердно прочёсывают окрестности в поисках артефактов. Увы, мне не удалось найти информации о чём-то интересном, найденном возле этой дороги, кроме следов войны и «металлолома»...
Продолжение следует
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!