Найти тему

Современные школы, тенденции проектирования

Школа типологический представляет собой здание сложной (зально-ячейковой) структуры. Как правило, учебные классы группируются в корпуса, объединяемые широкими освещаемыми рекреациями. Корпуса могут делиться на предназначенный для начальных, т.е. младших классов, и старших и средних. Младшие классы с первого по четвертый нельзя располагать выше первого этажа, что также указывает на их пространственную обособленность; кроме того, у младшеклассников необходим отдельный зал, который будет играть роль спортивного и музыкального одновременно. В зоне между учебными корпусами располагают общешкольные зальные пространства: блок спортзала, столовой и кухни, библиотеки, актового зала. При размещении кухни стоит помнить, что ей нужен подъезд для разгрузки с уровня земли, а столовой - естественное освещение. В свою очередь, над столовой могут располагаться актовый зал или библиотека. Но спортзал и актовый зал делать смежными помещениями нежелательно из-за проблемы шума. К тому же оба эти большезальные пространства требуют достаточно большой высоты и ферменных или балочных перекрытий.

Разные варианты их группировки и оформления и порождают вариативность, в которой может проявиться талант проектировщика, поскольку учебные классы в целом имеют одинаковые размеры и одинаковую требуемую ориентацию на юг, юго-восток и восток, редко - на север и запад (допускается для классов музыки, пения, информатики и художественных).

Основные регулирующие вопросы проектирования школ нормативные документы - это СП 1.13130-2009, рассказывающий о требованиях пожарной безопасности, и относительно свежий СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций", а также многочисленные методические рекомендации по проектированию.

Теперь о тенденциях. В частности, СП 251 вводит новое понятие "сетевая школа", которое обозначает школьный кластер, группу несколько расположенных рядом школьных корпусов и зданий, среди которых начальная школа, к примеру, может работать отдельно, а старшая и средняя - собирать детей из нескольких школ.

Помимо тенденции к сетевому объединению, которое вызвано удобством обслуживания и деления детей по возрасту (младшеклассникам в силу меньшей физической выносливости удобнее учиться отдельно), следующая новая тенденция вызвана приспособлением к обслуживанию маломобильных групп населения. Типовые построенные в середине-конце ХХв школьные здания с введением СП 59 оказались не приспособлены к обслуживанию детей-инвалидов, а высокие школьные крыльца и отсутствие лифтов делают постоянное самостоятельное посещение школ такими детьми невозможным. Современные проекты предусматривают эти требования (наличие пандусов, подъемников) заранее.

Коснемся темы, любимой урбанистами в целом и Варламовым в частности - входа в здание школы с уровня земли. Кажется, это решает проблемы с доступом маломобильных групп населения? Да, но во-первых особенности нашего климата заставляют делать приподнятое крыльцо, что помогает избежать занесения снегом или подтопления. Конечно, при входе можно предусмотреть грязезащитную решетку с дренажируемым приямком и обогреваемым тротуаром, но это вопрос стоимости. Стоимости не только строительства, но и постоянного ухода и обслуживания, а вопрос денег для школ стоит очень остро. Во-вторых, цоколь необходим для размещения продухов в подвале, чтобы там не скапливался радон, т.е. для вентиляции. Искусственно вентилируемый подвал - тоже вещь редкая и дорогостоящая. А подвал большинству школьных зданий нужен, хотя бы для размещения инвентарных и хоз.помещений, особенно с учетом дефицита места на первом этаже.

Впрочем, новый свод правил в пункте 7.2.15.5 допускает размещение входной группы с вестибюлем в цокольном этаже.

Третья тенденция. Альтернативные и смешанные системы преподавания, которые требуют изменений, то есть возможности трансформации от обычного школьного класса. Стандартный класс размерами в плане 6х8 м может видоизменяться, несколько классов можно объединять в единое пространство, или же наоборот делить, если удобнее разбить детей на небольшие подгруппы для практически занятий.

Сюда же относится возможность трансформации внутренних общих рекреационных пространств. В методичке Кузнецова, переизданной Московским архитектурным институтом, приводится пример подобной школы, построенной в Кулосаари, в Финляндии. В ней столовая может объединяться со зрительным залом для получения дополнительных зрительских мест. Подобное объединение может быть общим для трех зальных пространств: школьного спортзала, библиотеки и столовой, однако возможность объединения не должна препятствовать удобству обслуживания и пожарной эвакуации, которые стоят на первом месте.

Вот так она выглядит сейчас:

-2

А так выглядит ее зал:

-3

Ее классы:

-4

Вот другие проекты современных школ:

Школа музыки в Санто Тирсо, Португалия, 2020 г.

-5
-6
-7
-8
-9
-10

Школа в Лионе, Франция, 2018 г.

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

3. Школа в Лиссабоне, Португалия, 2019 г.

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24