Вы знаете, оказывается курганов существует великое множество. Они отличаются не только формой, размерами, высотой или материалом из которого были построены, но и своим предназначением, а также местоположением относительно проживания людей, построивших их.
Когда я впервые занялся приборным поиском, о курганах я имел только общие представления, и знал точно, что искать обычным людям на/в них с помощью металлоискателя и лопаты нехорошо, неэтично и запрещено. Можно только археологам, с помощью экскаватора и кучи народа.
Меня всегда почему то притягивали к себе эти странные сооружения наших предков, и я всегда очень хотел на них взглянуть, пройтись около них, представляя как жили люди тысячи лет назад.
Хоронили ли в курганах только павших в боях воинов, либо всех умерших? Как это было, как проходило воздвижение кургана, какова была церемония захоронения, и, наконец, главный вопрос, так до сих пор и оставшийся для меня не отвеченный - КТО строил эти такие разные курганы, КАКИЕ НАРОДЫ? И как каждый начинающий любитель приборного поиска, я начал изучать старые карты -Менде, Шуберта, Пядышева, а также современные -Яндекс, Викимапия, и т п.
Параллельно искал я также и более точные научные определения и описания курганов. Вот как описывает курганы Википедия:
«Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется обычно сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.»
Прямо скажем, не совсем точное определение. Ведь как выясняется, курганы имели более разнообразные цели, чем только лишь погребение в них умерших.
Вот такое, немного более точное определение я нашел на одном из украинских сайтов. Автор неизвестен:
«КУPГАНЫ — искусственные насыпи, холмы, pазной величины, из земли, pеже из камня, сооpуженные над пpахом погpебенных. В России и на Укpаине их называют еще могилами, сопками, челпанами, копцами, чапанями, кучами и т.п. Они хpанят в себе останки пpедставителей славянских, тюpкских, финских и дpугих наpодностей. Сpеди славянских куpганов pазличаются дpевлянские, кpивические, севеpянские и дp. Известны куpганы стоpожевые, на котоpых стояли вышки со смоляными бочками, котоpые зажигались, если на гоpизонте показывались вpаги-кочевники,...»(http://ecoethics.ru/old/b43/110.html)
Потом я наткнулся на интереснейший текст со ссылкой и фотографией отрывка текста из источника 1790 г. на сайте minsk-old-new.com (https://minsk-old-new.com/places/pamyatniki-i-skulptury/kurgany-pamyatniki-proshlogo-tysyachiletiya):
«Г.Х. Татур, археолог, историк и коллекционер, в «Очерке археологических памятников Минской губернии» отмечал несколько видов курганов – памятные, военные, гробовые, сторожевые, путевые и валики.
Вот так то. А мы, как говорится, знать не знали и ведать не ведали. Да и откуда, информация скуднейшая. Если бы не вот такие чудом сохранившиеся документы, то мы и наши дети так ничего бы и не узнали.
курганах.
Откуда же могло произойти название? Смотрим в интернете:
"др.-русск. коурганъ «могильный холм» (Переясл. летоп., список ХV в.), но также курганъ «крепость» (Новгор. I летоп. 1224 г.; Новгор. грам. 1548 г. и др.), русск., укр. курга́н и др."
Ага, не только могильный холм, но и крепость. То есть сооружения, построенные специально, чтобы ИХ было видно издалека, и чтобы С НИХ было видно издалека(крепость,сторожевой холм, откуда осуществлялся дозор территории).
Когда я начал изучать карты поисковиков вдоль и поперек, я думал что курганы это небольших размеров холмики, ну примерно 3 м х 1,5 м, поскольку проживаю я в Коньково, а рядом у нас в Битцевском парке находится историческое место - серия курганных захоронений наших предков -вятичей и кривичей, а также очень приятное и примечательное место- капище на Лысой( или как еще называют Лисьей горе). Я начал очень тщательно изучать это место, еще до того как начал заниматься приборным поиском. Но, сами курганы пока не искал, изучив их фото в интернете. А надо бы.
Поскольку, я знал что курганы небольших размеров, на спутниковых картах я их все равно не обнаружу. Даже в местах, специально обозначенных как курганные комплексы, их не видно. Я продолжал искать, бродил по картам в разных направлениях вдоль и поперек, и вдруг увидел вот это:
Это было где то на Украине, чему я не удивился, но размеры конечно уже впечатляли. Скифский курган. И это при том, что стоянки скифов обнаружить чрезвычайно сложно, считается что они были кочевниками. А курган означает что тут было достаточно оседлое место, раз люди рождались и умирали. Даже если и кочевали, то к местам захоронений обычно снова и снова возвращались, чтобы провести тризну, почтить память и возложить требы. А это означает что вокруг кургана места обитания скифов, которые можно обнаружить по посудным черепкам и следам на земле. Так, сказал я себе, пошли дальше, и расширил границы поиска, и увидел неподалеку еще несколько:
Вот такие крупные курганы можно было находить и изучать уже на спутниковых картах, чем я,собственно,и занялся. С самого начала я отметил то, что такие округлые типы скифских курганов располагались исключительно на открытых территориях, в основном полях, лугах, степях. Совсем не так как хоронили наши предки- вятичи и кривичи, в основном в лесах, как я уже упоминал про Битцевский парк в Москве. Изучив еще несколько статей из интернета и сотни фото, я подтвердил это. Разные племена, общины и рода имели разное представление о местах и типах захоронений. Почему славяне делали курганы в скрытых местах, а скифы на открытых территориях? Может это просто соответствовало их стилю жизни? Славяне жили оседло, на одном месте, делали хорошие укрепления вокруг селищ и городищ- валы, стены. Но и открытых мест сторонились, предпочитая выступающие берега рек, окруженные лесом и просто лесные массивы. Скифы же наоборот, чем более открытая территория, тем лучше для выпаса стада, всё издалека видно, кто приближается к месту стоянки, ведь место временного пристанища ничем не окружено и не защищено. Стояли их передвижные повозки с жилищами сверху, вокруг стоянки охрана, и всё. Может быть как раз для этого строили сторожевые курганы, а совсем не могильники? Или они сочетали в себе две функции, и захоронение соплеменников и сторожевую? Можно ли было стоять и охранять временные пристанища на могилах своих предков? Может быть наоборот, они как раз считали это честью и думали что захороненные под ними предки помогают им в охране стоянки? Вопросы остаются..
И еще одна особенность. Я заметил, что на южных курганах(типа скифских), практически не растут деревья. На наших же, в нашей местности, курганы все заросшие кустарником и довольно крупными деревьями. Особенности ли это почвы разных территорий?
Через пару дней поиска курганов по картам, я стал сужать поиски от первых найденных мной на Украине курганов в сторону юга России. И теперь зная что по КРУГЛЫМ КУРГАНАМ можно определить места проживания скифов, я подумал что можно было бы определить как далеко на север они заходили.
Что же в интернете про это? Вот некоторые пояснения из разных источников:
«Больше всего скифов жило в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации»(Древние скифы: их история, религия, культура | Путешествия во времени...travel-in-time.org›drevnie-skifyi-ih-istoriya-religiya-kultura)
«Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией....Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы-пахари.
В степи к востоку от Борисфена (Днепра), в ГЕРОС (Молочной) жили скифы-кочевники , а дальше - до Меотиды (Азовского моря) и Танаиса (Дона) и в Степи Крыму - царские скифыНа северо-востоке от Днепра- андрофаги и меланхлены . Соседями скифов в то время, как полагают, были: к югу от Дуная - фракийцы , в Карпатах- агафирсы , на Правобережном Полесье - неври , на Левобережном Полисси- меланхлены , на восток за Доном- савроматы , в Среднем и Верхнем Подонье - будины и гелоны , в горном Крыму - тавры .»(Википедия)
Получается, в основном, южный регион. Вот, к примеру, Район Новочеркасска, Ростовская область:
Хотя, это, по правде сказать, совсем не Причерноморский регион. Идем еще севернее:
Вот район Северного Мамона, что на Дону:
Район Борисоглебска:
Всё выше, и выше, и выше, как поётся в старой песне. Потом курганы пропали. И вдруг, уже в центральном регионе, я нахожу сначала это:
Затем вот это:
А затем вот это, что меня абсолютно сбило с колеи и поставило в тупик:
Что это?? Это курганы скифов в Московском регионе? Как такое может быть? По форме такие же, абсолютно идентичные южным скифским курганам. Размеры такие же, округлая форма, у многих сверху что то типа ямы, или место для жертвенника. Вокруг небольшой вал. А еще и в таком количестве! Намного больше чем на юге. Там были разрозненные, максимум по два-три, а здесь больше десятка в одном месте!
И каких размеров! Взгляните на близлежащий лес, около курганов, для сравнения.
Если скифы/сарматы/и т п. не заходили так далеко на север, то кто же их сооружал? Не вятичи же, в самом деле, или радимичи, или словене.. не строили они такие. Но и выяснить это неоткуда, никто об этом не пишет. Всё на что способны ученые-археологи-полевики (они же настоящие чёрные копатели), это разрыть курган, вытащить все что там есть вместе с костями, и не найдя больше ничего интересного, оставить этот священный памятник истории на растерзание местному трактористу, уравняющему его до основания, чтоб сеять не мешал. Вот и всё.
Как тогда объяснить, что эти группы курганов до сих пор не обозначены на картах как археологическая достопримечательность? Мы то с вами, поисковики, люди умные, и понимаем, что нам там всё равно не будут рады, даже если мы пройдемся с прибором по округе, не залезая на места захоронений(на самих курганах вряд ли что то есть кроме останков костей животных или черепков керамики), сами то жители местных поселений обитали не на курганах, а по соседству. Вот там то нам и нужно искать, наша цель- место поселения, а не могилы, мы же не варвары.
Итак вывод: курганы для нас, кладоискателей-исследователей,являются МЕСТОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ, поскольку само поселение вряд ли будет находиться далеко. Но отдать дань предкам, просто молча постояв около захоронений, я считаю делом обязательным для каждого человека, чтящего свой Род и предков. И конечно же, те продвинутые поисковики, которые интересуются традициями и культурой своего родного края, не останутся равнодушными и будут продолжать изучать такие интереснейшие исторические строения, как курганы и народы, их воздвигавшие.